В чем особенности рассмотрения корпоративных споров?

Особенности рассмотрения корпоративных споров

Статьи

Корпоративные споры нередко возникают в бизнесе, и если их вовремя не урегулировать, они могут принести большие проблемы компании и ее руководству. Однако и разрешение корпоративных споров – задача непростая, особенно если не знать особенности таких конфликтов, каков механизм урегулирования и что предпринять, чтобы эффективно выйти из сложившейся ситуации и не потерять контроль над бизнесом. Обо всём этом, а также о том, как предупредить возникновение корпоративных споров в будущем, мы расскажем в рамках данной статьи.

Какие существуют особенности рассмотрения корпоративных споров?

Хотя корпоративные споры относятся к арбитражным и «наследуют» многие их свойства, существует и ряд особенностей, которые отличают этот вид конфликтов от всех остальных, которые возникают в сфере предпринимательства. Вот наиболее заметные из них:

  • спор является внутренним – пожалуй, главное отличие корпоративных споров от всех остальных в том, что подобные конфликты касаются только лиц, которые имеют непосредственное отношение к компании. Чаще всего спор может возникать между отдельными руководителями или держателями акций, между владельцами и управляющими, между отдельными сотрудниками, действующими и бывшими должностными лицами компании и т. д. С одной стороны, может показаться, что регулировать такой конфликт проще, поскольку в нем нет посторонних участников, с другой – может оказаться, что на самом деле это намного сложнее, ведь стороны знают друг друга и не хотят уступать;
  • споры могут тянуться достаточно долго – большинство корпоративных споров относятся к «долгоиграющим»: на поиск решения ситуации могут потребоваться месяцы и даже годы. Частично это связано с самой природой подобных споров, частично – с тем, что на кону серьезные ставки, иногда вообще весь бизнес, и уступить в такой борьбе не хочется никому. Так или иначе, при урегулировании корпоративных споров не стоит рассчитывать на быстрое решение, скорее всего, в поисках варианта, который бы устроил всех, придется приложить немалые усилия;
  • часто корпоративный спор доходит до судебной стадии – хотя существуют варианты урегулирования корпоративного конфликта в досудебном порядке, на практике часто такие споры отправляются в суд, и уже там решается, какая из сторон права. Это объясняется, во-первых, тем, что никто не хочет уступать в конфликте, а во-вторых, большим объемом аргументов с каждой из сторон, которые досконально изучить и принять по ним решение может только суд. Это не означает, что именно в вашем случае обязательно придется идти в арбитражный суд для урегулирования корпоративного спора, но такая вероятность есть, и достаточно большая;
  • решающую роль играют документы – в корпоративных спорах слова, показания и другие аргументы, которые нередко помогают разрешить спорную ситуацию, имеют мало значения. Всё решают документы: устав и другие уставные бумаги компании, протоколы собрания акционеров или совета директоров, приказы и распоряжения руководства и т. д. И только если в них не удастся отыскать необходимые для урегулирования ситуации сведения, будут применяться общеправовые нормы. Потому для урегулирования корпоративного спора необходимо провести серьезную подготовительную работу, в частности, тщательно поработать с документами – только тогда появляются шансы на победу в суде.

Если учитывать перечисленные особенности рассмотрения корпоративных споров в арбитражном процессе, добиться победы в корпоративном споре будет проще.

Разрешение корпоративных споров в досудебном порядке

Как уже упоминалось выше, разрешить корпоративный спор можно и без обращения в суд. Конечно, это будет достаточно сложно, но в любом случае попытаться стоит. Вот как порядок действий в данном случае:

  • подготовка документов и других материалов – без тщательной подготовки результата не добиться, потому потребуется собрать все аргументы, которые так или иначе могут повлиять на вторую сторону спора и убедить участников в вашей правоте. Документы могут быть самые различные – от уставных документов компании до выписок из различных реестров и протоколов собрания акционеров. Готовить бумаги лучше при содействии адвоката по корпоративным делам – так можно быть уверенным в том, что всё будет сделано правильно;
  • официальное изложение претензий ко второй стороне – для правильного урегулирования конфликта в досудебном порядке очень важно направить оппонентам все претензии, которые у вас к ним есть. Грамотное и полное изложение сути спора и претензий – уже само по себе путь к урегулированию. Кроме того, это поможет в суде как доказательство того, что претензионный порядок урегулирования споров был соблюден. Подготовленные претензии передаются лично или направляются заказным письмом по почте;
  • проведение переговоров – досудебное урегулирование спора обязательно включает в себя переговоры или другое взаимодействие между противоборствующими сторонами. Кроме обычных переговоров часто применяется медиация, когда участвует третья сторона, не задействованная непосредственно в споре, но обладающая достаточным авторитетом для оппонентов и помогающая найти оптимальное решение в споре. Если компромисс был найден, очень важно зафиксировать его документально, чтобы затем ни одна из сторон не решила отказаться от своих слов.

Если же добиться разрешения спора в досудебном порядке не удалось, следует обращаться в суд, который и поставит точку в конфликте.

Разрешение корпоративных споров в суде

Большинство корпоративных конфликтов так или иначе доходят до судебной стадии, потому следует рассчитывать на то, что, скорее всего, и вам придется участвовать в судебных заседаниях. И если хорошо подготовиться к суду, ничего страшного в нем нет. Итак, вот что включает в себя порядок разрешения корпоративных споров:

  • подготовка аргументации своей позиции – перед тем как подавать судебный иск, необходимо тщательно проработать обоснование для своей позиции. То есть, если вы хотите добиться того или иного решения, его нужно подкрепить соответствующими документами, показаниями свидетелей, постановлениями органов власти и т. д. Рекомендуется заручиться юридической помощью, чтобы всё было сделано правильно;
  • подготовка и подача искового заявления – в иске указывается предыстория конфликта и попытки его урегулировать в досудебном порядке, ваша позиция в споре, а также требования ко второй стороне. Все документы, которые прилагаются к иску, необходимо перечислить в списке в конце искового заявления. Когда иск готов он вместе с сопутствующими бумагами направляется в арбитражный суд по месту регистрации ответчика или в тот суд, который определён корпоративными документами для урегулирования споров;
  • участие в судебном процессе – после подачи иска необходимо поучаствует в судебных заседаниях по данному спору, чтобы рассчитывать на положительный эффект. Личное присутствие не обязательно – вы можете воспользоваться услугами корпоративного адвоката, который будет представлять ваши интересы и отстаивать их во время судебных слушаний. Не исключен также вариант, что в суде первой инстанции добиться необходимо решения не удастся, и придётся подавать апелляцию в вышестоящий орган.

Заключение

Корпоративные споры имеют ряд отличий от других арбитражных конфликтов, и их необходимо учитывать при урегулировании и поиске решения проблемы. Существуют варианты досудебного и судебного урегулирования, но, так или иначе, вам обязательно понадобиться помощь грамотно юриста по корпоративным вопросам.

Читайте также
Статьи
Юридическая помощь в сфере бизнеса

Организация бизнес-процессов требует знаний не только в сфере экономики, но и в области права. В процессе ведения предпринимательской деятельности люди постоянно сталкиваются с проблемами, скорейшее разрешение которых – единственный путь…

Статьи
Субсидиарная ответственность руководителя должника

Процедура банкротства предполагает погашение задолженностей перед всеми кредиторами. Это делается не только за счет имущества компании. Рассчитаться по долгам могут обязать и руководителя предприятия, привлекая его к субсидиарной ответственности. Таким…

Статьи
Как взыскать с фирмы крупный долг?

Когда контрагент по договору не исполняет свои обязательства в части оплаты, он становится должником. Его задолженность по отношению к другой стороне называется дебиторской. Кредитора, будь он ИП, юридическим или физическим…

Статьи
Решение корпоративных споров в суде

Предприниматели ведут прибыльную деятельность на свой страх и риск, систематически сталкиваясь с корпоративными спорами. Такие проблемы всегда мешают бизнесу и заставляют нести, а потому их разрешение является крайней необходимостью. Справиться…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection
Консультация