В предпринимательстве существует такое понятие как покупка бизнеса. Вместо того чтобы начинать свое дело, может быть более выгодно купить уже готовое, или выкупить конкурента, чтобы повысить свое присутствие на рынке и упростить ведение хозяйственной деятельности. Однако покупка и продажа бизнеса – это непростая юридическая процедура, которая имеет немало особенностей, о которых нужно помнить при заключении сделки. В данной статье мы рассмотрим, для чего нужно сопровождение покупки бизнеса и что в него входит, а также как оформить сделку правильно и по закону, чтобы не возникло проблем в будущем.
Что входит в понятие «бизнес»?
Прежде, чем переходить к непосредственному оформлению сделки, нужно понимать, что же скрывается за формулировкой «готовый бизнес» идет ли речь только о перерегистрации юридического лица, что происходит с производственными мощностями, сотрудниками, филиалами, партнёрами и т. д.? Каждый может трактовать это по-своему, однако наиболее часто в понятие «бизнес» вкладывают следующие активы:
- недвижимость, которая принадлежит компании и используется для ведения деятельности – офисы, торговые площадки, склады, гаражи и т. д.;
- производственные мощности, если компания занимается выпуском какой-либо продукции – станки, аппараты, машины и т. д.;
- транспорт, который принадлежит юридическому лицу и используется для осуществления деятельности: личные автомобили, грузовая, специальная техника и т. д.;
- разрешения и лицензии –если деятельность компании требует наличия специальных разрешений, при продаже бизнеса они также переходят новому владельцу;
- интеллектуальная собственность – любое предприятие владеет определенными плодами умственного труда. Обычно это чертежи, схемы, планы, программное обеспечение, фирменный стиль и т. д. Авторские права, если они принадлежали юрлицу, а не отдельному сотруднику, переходят к новому собственнику после закрытия сделки.
Если у компании есть дополнительные активы, такие как филиалы в различных городах, дочерние фирмы и т. д., вопросы по ним обсуждаются в каждом конкретном случае. Иногда компании продаются «пакетно»: покупателю отходят абсолютно все активы, включая и аффилированные, в других случаях новому собственнику отходят только основные активы, а остальные продолжают деятельность точно так же, как и до заключения сделки. В любом случае, при заключении сделки обязательно должны быть в подробностях перечислено всё, что переходит от продавца к покупателю – это поможет избежать проблем и разночтений в будущем.
Рекомендации покупателю при продаже бизнеса
Покупатель, приобретая готовый бизнес, довольно сильно рискует: если от него скроют важные моменты, это может привести к большим проблемам в будущем. Потому предварительной проверке нужно уделить очень много внимания. Вот то, что необходимо проверить в первую очередь:
- официальная информация о регистрации компании – запросите выписку из ЕГРЮЛ, где указана все необходимые сведения: дата регистрации, лицо, которое является директором и т. д. Параллельно попросите предоставить вам уставные документы компании и сравните данные оттуда из реестра – они должны в точности совпадать. Если это не так, лучше от сделки отказаться;
- финансовая информация – новый владелец имеет право знать полную выкладку относительно того, как у приобретаемого бизнеса идут дела. Для этого запросите финансовые отчеты за последний период (1-3 года, в зависимости от размера компании, оборота, роста и т. д.) и изучите их. Не обязательно в отчетах ситуация должна быть очень радужной,но в ней должны быть корректные цифры, в документах не должно быть резких перекосов, непонятных «скачков» и других неожиданностей, а цифры не должны отличаться от декларируемых фирмой показателей;
- ситуация с долгами – сюда относятся как задолженности перед партнерами, так и долги за налоги, заработную плату, аренду помещений и т. д. Лучше всего, если это будут официальные документы: выписки, расписки и прочее. Опять же, наличие долгов не ставит крест на сделке, но покупатель обязан иметь полную информацию, и только потом принимать решение о покупке;
- все действующие контракты – изучение этой информации поможет не только оценить активность компании на рынке, но и составить примерный перечень партнеров, иметь представление о регулярных объёмах поставок, оборотах и т. д. Кроме того, действующие контракты нужно выполнять, что станет задачей уже нового руководителя;
- проблемы с законодательством – конечно, нужно спросить и напрямую у представителей продавца, однако лучше и надежнее всего воспользоваться сторонними источниками: архивом судебных решений, запросами в правоохранительные органы и т. д.
Полученной информации достаточно, чтобы составить представление о компании и принять окончательное решение, стоит ли приобретать данный бизнес или лучше поискать варианты получше. А чтобы не допустить ошибок, лучше воспользоваться услугой сопровождения сделки по покупке бизнеса.
Рекомендации продавцу при продаже бизнеса
Хотя продавец рискует несколько меньше покупателя, риски все равно существенные, а значит, перед заключением сделки нужно тщательно подготовиться. Алгоритм подготовки к продаже бизнеса может быть разным, но описанные ниже действия выполнить необходимо:
- соберите информацию о покупателе, особенно если он для вас – «темная лошадка». Часто бизнес приобретают лица, знакомые с руководством покупаемой компании. Это вполне очевидно, учитывая, что часто речь идет о поглощении конкурента, расширении бизнеса и т. д. Однако если вы не знаете личности покупателя, наведите справки о нем: не имел ли он проблем с законом (особенно по делам, связанным с мошенничеством и другими финансовыми преступлениями), не числится ли среди известных мошенников и т. д. Важно также проверить документы на подлинность – возможно, покупатель подставной, а также убедиться в платёжеспособности;
- подготовьте документацию, которая пригодится при заключении сделки – для оформления бизнеса понадобятся уставныедокументы, сведения об активах компании, финансовые отчеты, а также все то, что может потребовать предъявить покупатель. Гораздо лучше, если документы сразу будут подготовлены, это поможет сэкономить время при заключении сделки;
- наведите порядок с отчётностями, по возможности погасите задолженности – чтобы успешно закрыть сделку, лучше представить потенциальному покупателю наиболее позитивную информацию о компании. Если не будет проблем с финансовой отчетностью, долгов и других негативных моментов, это поможет не только быстрее продать бизнес, но и сделать это максимально выгодно.
Как грамотно оформить сделку купли-продажи бизнеса?
Когда все готово к заключению сделки, остается только ее правильно провести. Для этого нужно последовательно пройти следующие этапы:
- составление перечня всех объектов, которые будут включены в покупку. Указывать нужно максимально полный список, чтобы избежать возможных проблем;
- обсуждение цены, сроков закрытия сделки и других важных параметров будущего договора. До тех пор, пока эти моменты не будут согласованы, документы не подписываются;
- составление договора и подписание его сторонами сделки. Если договориться удалось, все нюансы сделки указываются в договоре, который затем подписывается представителей покупателя и продавца;
- подача документов на перерегистрацию юридического лица. Для этого копия договора вместе с заполненным заявлением подается в ЕГРЮЛ. Если в сделку входит недвижимость, права собственности на нее переоформляются отдельно.
На каждом из этапов возможны неожиданности, потому лучше, если процедурой будет заниматься профессионал. Сопровождение сделок купли-продажи бизнеса –это услуга, благодаря которой можно забыть о возможных проблемах и сложностях. Главное – довериться опытному и профессиональному юристу.
Заключение
Покупка готового бизнеса – это зачастую хорошее вложение денег, однако только в том случае, если сделка будет полностью безопасной. А поскольку процедура оформления в данном случае довольно сложная, лучше поручить ее опытному юристу для бизнеса.