Урегулирование споров с налоговой инспекцией

Статьи

От проверок налоговой никто не застрахован. Предприниматели не всегда разделяют позицию органа о доначислении налогов, не согласны с наложением штрафов и обжалуют действия и решения сотрудников ФНС. В этой статье разберемся, какие проблемы урегулирования споров с налоговой инспекцией могут возникнуть у бизнеса и когда стоит подавать в суд.

 

В чем заключается трудность урегулирования налоговых споров?

Любая организация или ИП вправе обжаловать акты ФНС или действия должностных лиц органа. Разрешение налоговых споров включает 2 этапа: апелляционный порядок обжалования и судебный.

В ходе досудебного порядка возможны следующие ситуации:

  1. ФНС оставляет заявление без рассмотрения. Например, когда аналогичная ситуация уже была предметом судебного разбирательства.
  2. Орган отказывает в удовлетворении жалобы, подходит формально к доводам заявителя. В таком случае лицу надлежит обращаться в судебную инстанцию.
  3. Инспекция не отвечает на обращение. В данном случае следует также обращаться в суд с учетом сроков исковой давности.

По вопросу досудебного порядка существует 2 различных мнения. Ряд юристов считает, что такая процедура только затягивает вопрос рассмотрения жалобы и оттягивает реальную возможность защиты прав лица через суд. Другие специалисты видят преимущество досудебного порядка в том, что это бесплатный и оперативный (1,5 месяца) способ урегулировать вопросы с ФНС.

 

Как защитить интересы бизнеса в налоговом споре?

Рассмотрим обе стадии обжалования.

Апелляционная жалоба

Урегулирование разногласий начинается с подачи жалобы в вышестоящее ведомство. Документы следует подавать через инспекцию, которая проводила проверку и выносила решение. Таким образом, должностные лица будут извещены о наличии заявления и не будут выставлять требования до вынесения решения апелляции. Срок для подачи такого обращения составляет 1 месяц.

В заявление необходимо включить следующие сведения:

  • данные заявителя;
  • сведения об обжалуемом акте, действиях сотрудников инспекции;
  • данные об инспекции;
  • мотивированные доводы заявителя;
  • требования налогоплательщика.

Заявитель вправе указать на факты, смягчающие или исключающие его ответственность.

Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней (с возможностью продления еще на 15 дн.).

Если принятое по жалобе решение не устроило заявителя, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском.

Исковое заявление в арбитражный суд

В заявлении следует указать:

  • адресат (арбитражный суд);
  • реквизиты истца и данные налоговой инспекции;
  • сведения об оспариваемом документе;
  • цену иска (при необходимости);
  • доводы о нарушении прав налогоплательщика;
  • ссылки на законодательство, приказы ФНС и др.;
  • требования истца.

В качестве подтверждения своей позиции истцу необходимо приложить обжалуемый акт, документы, на которые он ссылается, контррасчеты и т.д.

Суд с налоговой, как правило, длится несколько месяцев, а может затянуться на год. Все зависит от сложности спора, представленных документов, необходимости назначения экспертиз и оценок.

Судебная практика по спорам с налоговой инспекцией меняется с каждым годом, сейчас бизнесу все труднее доказывать свою правоту в суде. На вооружении у инспекторов стоят новые технологии и отработанные механизмы выявления налоговых правонарушений. Например, ФНС разработано 17 критериев «дробления» бизнеса, при выявлении которых предпринимателю будет доначислен налог (письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@).

Оптимальным решением вопроса взаимодействия с ФНС станет привлечение налогового адвоката. 

Помощь юриста по налоговым спорам заключается в следующем:

  • специалист знакомится с материалами и проводит консультацию;
  • при необходимости, направляет жалобу или иск в суд;
  • производит расчеты, привлекает экспертов, оценщиков и др.;
  • защищает клиента в суде, выступает в процессе и прениях сторон;
  • обжалует судебные акты.

Юрист по налогам знает все тонкости законодательства, детально подходит к изучению вопроса и разрабатывает оптимальную стратегию для защиты прав клиента.

 

Обжалование действий и решений ФНС — это право любого налогоплательщика. Организация может урегулировать спор в досудебном порядке, а в случае неудачи следует обратиться в суд. При ведении судебного процесса рекомендуем воспользоваться услугами адвоката, это ускорит рассмотрение дела и увеличит шансы на его благоприятный исход.

 

Читайте также
Статьи
Как оспорить штрафы за налоговые нарушения?

Ведение бизнеса предполагает тесное взаимодействие с налоговыми органами. Компании и ИП являются налогоплательщиками и стоят на учете в инспекции. При этом ФНС контролирует деятельность, регулярно проводит проверки, выявляет, пресекает и…

Статьи
Как избавиться от субсидиарной ответственности?

Управление компанией и всевозможные действия, связанные с регулированием ее финансового состояния, осуществляются учредителями, руководителями, бухгалтерами и иными ответственными работниками. И каждый из них способен своими действиями привести фирму к неплатежеспособности,…

Статьи
Как защитить личное имущество при банкротстве бизнеса?

В процедуру банкротства компания рискует перейти в случае своей несостоятельности. Это происходит, когда ее активов не хватает для погашения долгов. В такой ситуации все имущество юрлица или ИП продается, а…

Статьи
Раздел бизнеса между партнерами: как избежать ошибок и рисков?

В ходе ведения бизнеса между партнерами могут возникать разногласия, которые по итогу приводят к его разделу. Если компанией управляет два или более человек, они имеют право на свою долю. Однако…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и VK чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера и соглашаетесь c политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных.

Принять
click fraud detection
Консультация