Нужна помощь при налоговой проверке?

Сопровождение налоговых проверок

Статьи

Любая компания рано или поздно сталкивается с налоговыми проверками, причем последствия могут быть разными, включая негативные: наложение штрафов, приостановку деятельности, арест счетов и даже открытие уголовного дела. Потому нужно знать, как вести себя во время проверок, какими полномочиями обладают проверяющие, а также как отстоять интересы компании, если возникает налоговый спор. Обо всем этом мы поговорим в рамках данной статьи.

Порядок и сроки проведения налоговой проверки

Согласно законодательству, выделяют два вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Они сильно отличаются друг от друга, потому мы рассмотрим каждый из них. Камеральные проверки проходят без визита в офис компании и зачастую остаются незамеченными предпринимателями, особенно в тех случаях, когда нарушения не были выявлены. Порядок проведения такой проверки довольно прост:

  • после подачи предпринимателем очередного налогового отчета (квартального, годового или другого) его анализируют сотрудники фискального органа с целью выявить возможные нарушения налогового законодательства;
  • в случае невозможности установления фактов нарушений налоговики могут запросить дополнительные документы или свидетельства у компании, которая проходит проверку;
  • если нарушения будут выявлены, составляется акт, который направляется представителю проверяемого предприятия. Предпринимателю предоставляется возможность исправить выявленные проблемы и подать отчет снова;
  • если нарушения не были исправлены в установленные сроки, или обновленная декларация также содержит нарушения, составляется финальный акт проверки, который включает санкции для компании – штрафы, доначисления и т. д.

Стандартный срок проведения камеральной проверки – 3 месяца, однако он может быть продлен на 1 месяц, если необходимо внести исправления или предоставить объяснения относительно выявленных недостатков в декларации. Кстати, для иностранных компаний срок камеральной проверки составляет до 6 месяцев.

Что касается выездной проверки, то, как понятно из названия, она проходит с посещением офиса компании и состоит из таких этапов:

  • визит представителей налоговой в помещения компании, которая проверяется (причем зачастую не только в главный офис, но и в дополнительные, а также на склады, в магазины, производственные мощности и т. д.;
  • изъятие документации и носителей информации, если они могут указывать на нарушения в налоговой сфере (по закон налоговики могут изымать только то, что непосредственно относится к причине проверки, но по факту этим иногда злоупотребляют);
  • изучение изъятой документации, выявление нарушений законодательства в сфере выплаты налогов, при необходимости – запросы дополнительной информации, опросы должностных лиц компании;
  • оформление акта налоговой проверки, который обычно включает в себя санкции за выявленные нарушения, а также рекомендации по улучшению положения дел в компании.

Что касается сроков, то выездная проверка должна занимать до двух месяцев, однако в случае необходимости более детального изучения информации компании может быть продлена на срок до 6 месяцев. Также, в отличие от камеральной, сотрудники фискальных органов имеют право проверять период работы компании в 3 предыдущих года (камеральная может касаться только последнего перед проверкой года).

Именно выездные проверки обычно доставляют наибольшие хлопоты компаниям, поскольку на время проведения мероприятий деятельность предприятия оказывается частично или полностью парализованной. И даже после окончания проверки расслабляться рано – вполне вероятно, выводы налоговой включают взыскание крупных штрафов или даже возбуждение уголовного дела по признакам совершения экономических преступлений.

Что делать, если после проверки возник налоговый спор?

Нередко проведение проверок налоговыми органами сопровождается нарушениями, а выводы содержат некорректную информацию. Это приводит к назначение несправедливых и необоснованных штрафов и других санкций. Неудивительно, что такая ситуация приводит к спорам – не все хотят выплачивать необоснованные штрафы. Что же делать, если и вы столкнулись с подобной конфликтной ситуацией? Вот несколько советов, которые помогут разрешить налоговый спор:

  • внимательно изучите акт налоговой проверки, постарайтесь найти в нем явные несоответствия с реальной ситуацией. Также проанализируйте ход проверки – наверняка были выявлены нарушения, нужно оценить, насколько они были критичными и могли повлиять на выводы фискальных органов;
  • подготовьте жалобу на действия сотрудников налоговой, в которой укажите все выявленные нарушения, а также предоставьте доказательства того, что были допущены ошибки (например, документы, подтверждающие выплату налогов, если налоговая заявляет об обратном). Также в жалобе указывается просьба пересмотреть результаты проверки или отменить их с назначением повторного аудита;
  • направьте жалобу руководству того фискального органа, который проводил проверку. Они должны в установленные сроки (до 30 дней) рассмотреть жалобу и предоставить письменный ответ: будет ли удовлетворена жалоба, или руководство не считает требования налогоплательщика обоснованными.

Если жалоба не удовлетворена, но вы не хотите сдаваться и уступать в споре, можно искать справедливости в суде, обратившись туда с соответствующим иском.

Как подать в суд на налоговую после проверки?

Если вы получили негативный ответ на жалобу, придется за защитой своих интересов обращаться в суд. Порядок действий в этом случае следующий:

1
Подготовка документов, которые будут служить доказательствами по делу.

Их набор будет сильно отличаться в зависимости от ситуации, но точно понадобится копия акта налоговой проверки, ответ руководства ИФНС на жалобу, а также бумаги, которые бы опровергали выводы налоговой. Если во время проверки были зафиксированы нарушения со стороны представителей фискальной службы, их также нужно добавить к списку аргументов иска;

2
Составление искового заявления.

В нем, кроме стандартной информации о наименовании суда, сведений об истце и ответчике, нужно указать обстоятельства возникновения спора, какие попытки его уладить предпринимались до обращения в суд, аргументы в пользу вашей позиции, а также требования – признать акт налоговой проверки недействительным, отменить отдельные его положения (например, в части санкций) и т. д.;

3
Подайте пакет документов вместе с исковым заявлением в суд.

Спорами между предпринимателями и государственными службами (и налоговой в том числе) занимается арбитражный суд, и именно в него и нужно подать иск. Проще всего направить бумаги по почте рекомендованным письмом, хотя можно отнести их лично;

4
Примите участие в слушаниях и постарайтесь убедить суд, что правда на вашей стороне

В случае положительного решения все требования или их часть будут удовлетворены. В случае же отказа можно подавать апелляции в вышестоящие инстанции.

Для того чтобы эффективно отстоять свои интересы в спорах с фискальной службой, рекомендуется воспользоваться помощью адвоката по налоговым вопросам. Он подскажет, какие аргументы могут помочь в составлении жалобы или иска, проконсультирует о возможных перспективах обжалования, а также при необходимости будет представлять ваши интересы во время разрешения спора. Но лучше всего не допускать конфликтных ситуаций, пользуясь услугами сопровождения налоговых проверок – в этом случае вероятность неправомочных выводов налоговиков существенно уменьшается.

Заключение

Налоговая проверка – это не только стресс для сотрудников, но и реальная опасность приостановления деятельности компании на продолжительный срок, а также вероятность взыскания крупных штрафов. Чтобы этого не произошло, нужно заранее заручиться поддержкой грамотного юриста по налоговым вопросам.

Читайте также
Статьи
Как подать встречный иск в арбитражный суд?

Арбитражные споры имеют порядок рассмотрения, отличный от других дел. Например, одной из особенностей процесса является то, что ответчик по делу имеет право подать против истца встречный иск в арбитражный суд.…

Статьи
Налоговые споры по НДС

Компании, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), нередко сталкиваются со спорами и проблемами, связанными с этим налогом.

Статьи
Организация работы с дебиторской задолженностью в компании

У любой компании, которая ведет хотя бы минимальную хозяйственную деятельность, периодически возникает дебиторская задолженность. Обычно в этом нет ничего плохого для бизнеса – задолженность погашается без каких-либо негативных последствий.

Статьи
Проведение Due Diligence

Среди различных услуг, которые предоставляют юридические компании, есть и Due Diligence («дью дилиженс»). Это иностранное словосочетание, которое можно перевести как «обеспечение добросовестности», все чаще стало востребовано в бизнесе, причем в…

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять