Корпоративные споры нередко возникают внутри компании или между бывшим и нынешним руководством бизнеса. Учитывая, что пока ведется спор, сильно страдает работа предприятия, такие конфликты нужно решать как можно быстрее. одним из способов решения корпоративных споров является обращение в арбитражный суд. Но в какой именно суд обратиться, в каких случаях это возможно, всегда ли такой вариант разрешения спора является эффективным и как определить подсудность спора? Обо всём этом мы поговорим в рамках данной статьи.
Порядок рассмотрения корпоративных споров арбитражным судом
Корпоративные споры хоть и имеют отличительные особенности по сравнению с другими арбитражными делами, их рассмотрение в судах практически не отличается. Обратиться в суд может любая из сторон спора, но с соблюдением следующих условий:
- был соблюден претензионный (досудебный) порядок разрешения спора – как и любые другие арбитражные конфликты, корпоративный конфликт должен вначале урегулироваться посредством подачи претензий, проведения переговоров и медиаций, то есть, во внесудебном порядке. И только в том случае, если такие меры не принесли ожидаемого результата, можно обратиться в арбитражный суд и добиваться справедливости в судебном порядке;
- правильно определена подсудность спора – обычно подсудность зависит от места регистрации компании-ответчика (или, в более редких случаях, истца). На подсудность корпоративных споров арбитражным судам эти правила также распространяются, но важное значение также имеют уставные документы компании. Если в них указано, что корпоративные конфликты должны решаться в конкретном суде, то именно в него следует обращаться, в противном случае решение суда не будет иметь юридической силы или иск вообще не будет принят к рассмотрению.
В целом же процедура рассмотрения корпоративных споров в арбитражном суде выглядит следующим образом:
- сбор аргументов для суда – прежде, чем обращаться с иском, необходимо собрать доказательства в пользу своей позиции. Без весомых аргументов нельзя надеяться на положительное решение спора. В случае корпоративного конфликта такими доказательствами обычно выступают документы – подтверждение права собственности на тот или иной объект, уставные документы предприятия, протоколы собраний членов правления, тексты приказов, постановлений и т.д. Нужно обратить внимание, что к документам могут предъявляться различные требования, например, бумаги должны быть заверены у нотариуса, обязательно оригинал, а не копия и т.д. Эти моменты лучше прояснить у профильного юриста;
- составление искового заявления – от того, насколько грамотно будет составлен иск, во многом зависит исход дела или как минимум сроки рассмотрения спора в суде. Потому следует уделить этому этапу дополнительное внимание. Хотя для арбитражных исков определенной формы подачи информации не существует, рекомендуется готовить их по следующему шаблону:
- шапка, где указываются стороны спора, а также наименование суда, где будет рассматриваться дело;
- основная часть, где необходимо дать всю информацию о споре: когда и при каких обстоятельствах он возник, каковы позиции сторон относительно конфликта, как спор развивался, какие способы досудебного урегулирования принимались. Также здесь указывается позиция истца с обязательным документальным подкреплением;
- требования – чего вы хотите добиться от ответчика посредством суда. Например, это может быть отмена решения сборов членов правления, разрешение на продажу части бизнеса, взыскание ущерба с директора за его действия и т.д.
- перечень документов – в конце иска указывается список документов, которые прилагаются к нему и служат доказательствами в споре. Подавать список следует в алфавитном порядке.
- подача иска в суд на рассмотрение – когда исковое заявление составлено и все дополнительные бумаги собраны и подготовлены, нужно передать документы на рассмотрение в арбитражный суд. Сделать это можно любым удобным способом: воспользоваться курьерской доставкой, отправить заказным письмом, передать в канцелярию суда лично или через интернет. Главное – убедиться, что иск принят к рассмотрению и назначена дата слушаний по нему;
- участие в слушаниях и получение вердикта –когда дойдет до заседаний по корпоративному спору, необходимо посещать судебные слушания или делегировать эту задачу своему адвокату. Главная цель участия в судебных заседаниях – донести свою позицию суду и добиться получения положительного вердикта по спору.
При рассмотрении дел по корпоративным спорам нужно учитывать, что суды могут длиться годами, передаваясь из одной инстанции в другую (например, при подаче проигравшей стороной апелляций и кассаций). Потому стоит готовиться к затяжным судебным разбирательствам.
Как защитить свои интересы в корпоративном споре?
Участвуя в корпоративных спорах, необходимо позаботиться о надежной защите своих интересов. Обычно на кону в таких конфликтах – большие активы, право управления компанией и т.д., потому проигрыш может быть очень болезненным. Обеспечить надёжную защиту в корпоративных спорах может опытный профильный адвокат. Без грамотной юридической помощи рассчитывать на положительное решение арбитражного суда не стоит хотя бы по той причине, что вторую сторону наверняка будут представлять квалифицированные юристы.
Задачами адвоката по корпоративным делам являются сбор необходимых документов для обращения в суд, составление искового заявления, участие во всех судебных заседаниях и отстаивание там интересов клиента. При необходимости адвокат также может готовить апелляции и участвовать в их рассмотрении. В результате может существенно сократиться срок рассмотрения корпоративного спора и повысится шанс на положительное его разрешение. Но это возможно только в случае, если адвокат будет опытным и профессиональным.
Заключение
Корпоративные споры могут возникать практически в любой компании. Урегулировать их можно различными способами, но нередко такие конфликты доходят до арбитражного суда. Нужно знать, как правильно подготовиться к судебным слушаниям, какие документы собрать, как составлять иск и как определить подсудность спора. Помочь во всех этих вопросах, а также повысить шансы на выигрыш дела может опытный юрист по корпоративным спорам.