Как грамотно провести Due Diligence?

Проведение Due Diligence

Статьи

Среди различных услуг, которые предоставляют юридические компании, есть и Due Diligence («дью дилиженс»). Это иностранное словосочетание, которое можно перевести как «обеспечение добросовестности», все чаще стало востребовано в бизнесе, причем в основном интересуется услугой средний и крупный бизнес. Однако, несмотря на все растущую популярность, до сих пор не все знают, что из себя представляет услуга Due Diligence, что в нее входит, в каких случаях имеет смысл ею воспользоваться и какие преимущества она обеспечивает для хозяйственной деятельности компании. В данной статье мы остановимся на этих вопросах подробнее.

Что такое Due Diligence и кому он будет полезен?

Изначально термин «Due Diligence» появился в США и означал всесторонний аудит компании перед тем, как инвестировать деньги в ее развитие. Проверялись как документы, предоставленные объектом потенциального инвестирования, так и сведения, полученные из сторонних источников: базы судебных решений, налоговой службы, полиции, банковской сферы и т. д. Цель такого аудита – максимально обезопасить инвестора от возможных рисков, подстраховаться от потери денег и репутации.

На сегодняшний день юридический Due Diligence – это более широкий термин, который включает в себя различные проверки перед тем, как заключить важную сделку, сменить форму собственности компании, приобрести недвижимость или пакет ценных бумаг и т. д. Основные заказчики данной услуги – инвесторы, крупный бизнес, потенциальные покупатели готового бизнеса или его части: для них это отличный способ убедиться, что сделка будет безопасной и надежной, не будет оспорена или расторгнута, а вложенные средства будут надежно защищены. Именно поэтому Due Diligence пользуется все большим спросом.

Другие ситуации, когда услуга может быть полезна, следующие:

  • выдача крупного кредита;
  • поглощение компании или значительной ее части;
  • смена топ-менеджмента;
  • подготовка к арбитражному спору;
  • оценка текущего положения компании;
  • размещение ценных бумаг на рынке;
  • выяснение причин падения прибыли, оснований банкротства и т. д.

Как видно, процедура Due Diligence может быть полезной в самых различных ситуациях и призвана уберечь от возможных рисков и потери средств, а также поможет выявить слабые стороны противника в споре, причины ухудшения показателей компании на рынке и т. д.

Что входит в Due Diligence

Процедура аудита Due Diligence может несколько отличаться в зависимости от того, что именно проверяется — целый бизнес, отдельные его элементы, деятельность руководства и т. д, но в целом можно выделить ряд стандартных этапов, которые являются частью любой проверки согласно данной методике. Итак, этапы Due Diligence обычно следующие:

  • изучение общей структуры рынка и его особенностей в конкретной сфере – прежде, чем переходить к анализу деятельности компании, нужно знать, в каких условиях ей приходится работать, с чем сталкиваться, какие задачи решать и т. д. Всё это помогает принять правильные итоговые решения;
  • позиция компании на рынке – важно понять, каково положение изучаемой организации в общей структуре сегмента рынка: относится ли она к лидерам, «середнячкам» или аутсайдерам, испытывает ли давление со стороны монополистов и т. д. В зависимости от этого выводы могут сильно отличаться;
  • потенциал развития и роста в ближайшей перспективе — необходимо оценить, каковы перспективы роста и есть ли они вообще, за счет чего такой рост возможен. Потенциал развития может оказаться решающим в ситуации, когда сложно принять решение, опираясь на нынешнее состояние компании;
  • процедура принятия решений в компании, управленческая структура – грамотное управление является залогом успеха, как и правильно выстроенная структура руководства. Излишняя бюрократия усложняет принятие решений и часто тормозит развитие, а самоличное руководство может также нести в себе определённые риски, потому важно оценить эффективность и безопасность выбранной модели;
  • производственные процессы, сбыт – конечно, без основной деятельности оценивать компанию полноценно невозможно, потому очень важно изучить, что, как, в каких объемах производится, как продукция реализуется, насколько грамотно выстроена логистика, контакты с клиентами и т. д.

Кроме этапов, выделяют и отдельные виды Due Diligence, которые различаются между собой:

  • финансовый Due Diligence – исследование активов компании, информация о задолженностях, системах финансового контроля на предприятии, структуре распределения средств и т. д.;
  • правовой Due Diligence – получение информации о правовой деятельности компании, которая исследуется: насколько деятельность соответствует законодательству, как построены процессы контроля за соблюдением законов, правовой этики и других норм, как решаются вопросы, где требуется участие юристов и т. д.;
  • налоговый Due Diligence – анализ текущего состояния отношений компании с налоговыми органами: насколько регулярно и в полном ли объеме выплачиваются налоги, нет ли задолженностей по ним, не было ли серьёзных штрафов и других конфликтов с ФНС, а также существующие и потенциальные налоговые риски;
  • сделки по покупке/продаже бизнеса – общая оценка компании, ее перспектив, рисков, связанных с приобретением или продажей, потенциальные выгоды, которые может обеспечить сделка, последствия такой сделки для всех сторон;
  • структурирование сделки Due Diligence – анализ, направленный на грамотное заключение сделки: изучение второй стороны сделки, ее предмета, условий договора, дополнительных факторов, которые могут повлиять на сделку и т. д. Главная задача – минимизировать все возможные риски, которые так или иначе возникают в процессе подготовки и заключения сделки.

Грамотные юристы помогут подобрать подходящий вид аудита в каждом конкретном случае, а иногда имеет смысл провести комплексный due diligence, который включает в себя несколько отдельных проверок.

Как проводится due diligence?

Конкретный механизм проведения аудита due diligence может отличаться в зависимости от того, с какой целью он выполняется, но обычно его проводят в такой последовательности:

  • согласование цели и задач due diligence: чтобы точно быть уверенными в успехе, необходимо перед началом всех процедур согласовать, какова же конкретная финальная цель проверки. Это очень важно, поскольку только после полного согласования юристы будут знать, чего хочет клиент;
  • переговоры с представителями проверяемой стороны: это очень важный этап дью дилиженс, желательно, чтобы он проходил в доверительной атмосфере – так больше шансов на получение достоверных сведений;
  • сбор документов и работа с ними: значительная часть аудита – это работа с документами: зачастую это единственный способ получить наиболее полную и актуальную информацию о деятельности компании. Изучаются как те документы, которые были переданы представителями второй стороны, так и полученные из других источников: открытые реестры, базы и т. д.;
  • подтверждение из государственных органов: необходимо убедиться, что сведения в представленных документах для Due Diligence соответствуют реальному положению вещей, и сделать это можно с помощью выписок и других документов, полученных из налоговой, различных фондов, реестра судебных решений и пр.;
  • формирование окончательного отчета: когда все доступные сведения получены и изучены, формируется отчёт, который содержит исчерпывающую информацию об объекте аудита, а также рекомендации относительно дальнейших действий. Подготовленный документ передается заказчику.

Такая форма проведения позволяет сделать due diligence наиболее точным и удобным инструментом, позволяющим оценить все возможные риски перед заключением крупной сделки.

Заключение

Due Diligence – это комплексный аудит, который проводится с целью получения наиболее полных сведений о компании или другом объекта. Обычно услуга используется перед тем, как заключить крупный договор: инвестировать средства, купить готовый бизнес или изменить его структуру и т. д. В процессе проверки изучаются документы и другие сведения, полученные из различных источников, после чего заказчик получает максимально полный отчет с указанием возможных рисков, а также перспектив сделки.

Читайте также
Статьи
Как подать встречный иск в арбитражный суд?

Арбитражные споры имеют порядок рассмотрения, отличный от других дел. Например, одной из особенностей процесса является то, что ответчик по делу имеет право подать против истца встречный иск в арбитражный суд.…

Статьи
Налоговые споры по НДС

Компании, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), нередко сталкиваются со спорами и проблемами, связанными с этим налогом.

Статьи
Организация работы с дебиторской задолженностью в компании

У любой компании, которая ведет хотя бы минимальную хозяйственную деятельность, периодически возникает дебиторская задолженность. Обычно в этом нет ничего плохого для бизнеса – задолженность погашается без каких-либо негативных последствий.

Статьи
Разрешение корпоративных споров

Корпоративные споры внутри компаний возникают достаточно часто. И если их вовремя не улаживать, это может иметь очень печальные последствия для бизнеса: вместо решения актуальных задач в конфликты вовлекается все больше…

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять