Как подготовиться к налоговой проверке?

Подготовка к налоговой проверке

Статьи

С налоговыми проверками рано или поздно сталкиваются все компании. Если вам предстоит данная процедура, нужно знать, как к ней правильно подготовиться, какие понадобятся документы, что необходимо сделать, чтобы проверка прошла успешно. В данной статье мы разберем, как происходит подготовка документов для налоговой проверки, на что нужно обратить особое внимание, чем отличается подготовка к выездной и камеральной проверке, а также чем в данной ситуации может помочь юрист.

С чего начать подготовку к налоговой проверке?

Есть ряд действий, которые необходимо выполнить в рамках подготовки к налоговой проверке в первую очередь. Вот они:

  • поиск грамотного юриста, который будет сопровождать проверку – справиться самостоятельно с проверкой фискальных органов очень сложно, ведь нужно знать все тонкости законодательства, нюансы оформления документов, тонкости ведения налогового учета в каждой конкретной ситуации и т. д. Намного проще доверить эту задачу опытному налоговому адвокату, который позаботится обо всем необходимом;
  • анализ всех недавних сделок и отчетных документов – при проверке в первую очередь проверяются самые свежие контракты и отчеты, потому они должны быть в полном порядке. Понятно, что пересмотреть всю историю деятельности за последние 3 года вы вряд ли успеете, но за последний квартал или полгода – вполне;
  • работа с персоналом компании – необходимо объяснить всем сотрудникам что скоро будет проверка, рассказать, как себя вести с проверяющими, что можно делать, а что нельзя и т. д. Лучше сделать это вместе с адвокатом – он сможет донести более полную информацию до работников, объяснить их права и обязанности на время проверок. Это поможет снизить стресс, что обязательно положительно отразится на результатах.

Перечисленные действия – самые необходимые при подготовке к проверке, но далеко не полный их список. Подробную подготовку к разным видам проверок мы рассмотрим ниже.

Как подготовиться к камеральной и выездной налоговой проверке?

Два основных вида налоговых проверок – это выездная и камеральная. Первая считается более сложной – инспекторы приезжают непосредственно в офис компании, самостоятельно изучают документы, которые посчитают нужными, общаются с сотрудниками фирмы и т. д. Камеральная же проверка происходит в налоговой инспекции и касается тех документов, которые компания подготовила и предоставила сама, то есть, регулируется уровень доступа проверяющих и объем информации, которую они могут изучить. Тем не менее, если не позаботиться о грамотной подготовке, неприятности могут ожидать компанию как от выездной, так и от камеральной проверок.

Подготовка к выездной налоговой проверке

К сожалению, до сих пор нет требований сообщать о предстоящей проверке заблаговременно, потому точно знать, когда она будет проведена, и соответственно подготовиться, у компаний возможности нет. Тем не менее, есть некоторые косвенные признаки, которые помогут установить дату проверки:

  • дата предыдущей проверки – обычно компания проверяется не чаще, чем раз в 3 года. Чем давнее была прошлая проверка, тем более вероятной становится назначение новой. Хотя проводить налоговые проверки – это не обязательство фискальных органов, и по факту перерыв может быть и больше 3 лет. Тем более, что тенденция говорит о сокращении количества выездных проверок в пользу камеральных;
  • проверки основных контрагентов – достаточно часто проверочные мероприятия касаются сразу нескольких компаний одного сектора работы, так проще установить нарушения налогового законодательства для проверяющих органов. Потому, если проверяющие пришли к вашим главным партнерам, вполне вероятно, что скоро они заинтересуются и вами;
  • в отчетах компании превалируют убытки, причем на протяжении нескольких отчетных периодов, а заработная плата сотрудников ниже, чем в среднем по данной сфере деятельности – заниженные показатели хозяйственной деятельности могут восприниматься налоговиками как способ уклонения от уплаты налогов, потому у компаний, которые подают не самые успешные отчеты, больше шансов попасть на проверку.

Что же делать, если вам по всем признакам скоро угрожает выездная налоговая проверка? Вот несколько советов:

  • проанализируйте все сделки, особенно те, которые являются наиболее проблемными. Если самостоятельно определить проблемность контрактов сложно, обратитесь за помощью к налоговому адвокату;
  • проверьте правильность налоговой отчетности – есть ли подтверждающие документы, предоставляющие налоговые льготы, правильно ли учитывались доходы и расходы, обоснованно ли применялся налоговый вычет и т. д.
  • пересмотрите базу партнеров на предмет «добросовестности» – не секрет, что налоговая инспекция особое внимание уделяет компаниям, у которых в контрагентах есть известные нарушители налогового законодательства. Если среди ваших контрагентов есть такие, сделкам с ними следует уделить особое внимание, чтобы не допустить ни малейших отклонений.

Подготовка налоговой отчетности к камеральной проверке

Камеральные проверки чаще всего проводятся в скрытом режиме: компания подает налоговую отчетность, а затем документы проходят анализ сотрудников налоговой инспекции. Для проведения камеральной проверки не требуется специального постановления, и в большинстве случаев вы даже не узнаете, что она проводилась, если не будут выявлены нарушения. Если же ошибки будут выявлены, вам о них сообщат с требованием исправить или сразу уведомят о штрафе или доначислениях.

Поскольку камеральная проверка может проводиться в любое время и касаться уже поданных в налоговую документов, как-то специально готовиться к ней не имеет смысла, нужно просто тщательно готовить отчетную документацию каждый раз, когда она подается (раз в квартал, раз в год, и в зависимости от схемы работы компании). Но если фискальные органы выявят несоответствия, или используются налоговые льготы, инспектор может затребовать дополнительные документы, например, первичные контракты, счета-фактуры, акты выполненных работ, подтверждение права получать льготы и т.д., которые понадобятся для дальнейшего анализа. Потому необходимо, чтобы отчетность в компании всегда велась грамотно, и нужные документы были в наличии и правильно оформлены.

Юридическое сопровождение налоговых проверок

Последствия налоговых проверок могут быть достаточно серьезными, если не уделить времени подготовке к ним – от крупных штрафов до возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов. Чтобы этого не произошло, рекомендуется обращаться за грамотной помощью адвоката. Для подобных случаев существует специальная услуга – сопровождение налоговых проверок, которая включает как консультационные услуги в различных ситуациях (что проверить, как ответить налоговой, какие документы собрать, что сделать в первую очередь и т. д.), так и конкретные действия – предварительный анализ налоговой отчетности, присутствие во время проверки, фиксация возможных нарушений со стороны проверяющих, обжалование результатов и т. д.  Данные действия помогут надежно защитить интересы компании и минимизировать риски, связанные с налоговыми проверками.

Заключение

Существует два основных вида проверок – выездные и камеральные. К первым нужно готовиться более тщательно, поскольку проверка касается большего количества документов и проводится непосредственно в офисе компании. Но вне зависимости от вида рекомендуется воспользоваться услугами профильного адвоката, который поможет снизить негативные последствия от проверки для вашей компании.

Читайте также
Статьи
Договорная работа в бизнесе: типичные ошибки и как их избежать

Ведение бизнеса неразрывно связано с заключением договоров. Взаимодействие с контрагентами, покупателями работ и услуг, подрядчиками, поставщиками возможно только на основании совместно подписанных документов. И если договоры будут оформлены правильно, именно…

Статьи
Ответственность руководителя при банкротстве компании

Бизнесмены в процессе коммерческой деятельности стремятся получить как можно больше выручки, занимаясь все новой деятельностью и заключая контракты с новыми контрагентами. И далеко не всегда задуманное удается реализовать. На сегодняшний…

Статьи
Особенности ведения арбитражных дел по взысканию задолженности

В ходе осуществления прибыльной деятельности предприниматели заключают между собой договоры и контракты, согласно которым передаются товары и оказываются услуги, а также поступает оплата за них. На практике даже после длительного…

Статьи
Как избежать налоговых рисков при ведении бизнеса?

Лица, занимающиеся ведением бизнеса, являются налогоплательщиками. Они обязаны перечислять в доход государства или муниципалитета денежные средства за свою деятельность в целях пополнения казны. Налоги являются безвозмездными платежами и не возвращаются…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и VK чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера и соглашаетесь c политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных.

Принять
На связи управляющий партнер Татьяна Проценко
Напишите в мессенджер, чтобы задать вопрос