Как обжаловать акты налоговых органов?

Обжалование актов налоговых органов

Статьи

Любой представитель бизнеса может столкнуться с ситуацией, когда ему необходимо обжаловать решение налогового органа. Постановление может быть связано с наложением неправомерного штрафа, доначислением налогов без должного обоснования, блокированием счетов компании и т. д. Существует определенный порядок обжалования актов налоговых органов, которого необходимо придерживаться каждому, кто хочет оспорить решение ФНС, а кроме того, нужно соблюдать установленные сроки, правила и другие нюансы процедуры обжалования. Обо всём этом, а также о том, как повысить эффективность оспаривания и добиться желаемого результата, мы поговорим в данной статье.

Право на обжалование актов налоговых органов

Право обжалования актов налоговых органов имеет каждый субъект предпринимательской деятельности – это заложено в налоговом и административном кодексах. То есть, подать жалобу можно в любом случае, но вот результаты ее рассмотрения уже будут сильно отличаться в зависимости от условий и обстоятельств обжалования. Для того чтобы обжалование акта проверки налогового органа или другого решения имело потенциал для удовлетворительного решения, необходимо, чтобы соблюдался ряд условий:

  • были нарушены интересы налогоплательщика – решение ФНС должно нарушать интересы компании, чтобы его можно было обжаловать. Например, речь может идти о приостановке обслуживания банковских счетов, запретах на совершение некоторых видов деятельности, наложении штрафа, доначислении налогов и т. д. Без ущерба для налогоплательщика жалобу тоже подать можно, но она не будет иметь смысла, а значит – и перспектив для удовлетворения;
  • выявлены нарушения со стороны сотрудников ФНС – обычно основным условием для рассмотрения жалобы являются конкретные нарушения законодательства, норм Налогового и других кодексов, превышение полномочий со стороны налоговиков. При этом выявленные нарушения должны быть зафиксированы в установленном порядке и иметь документальное подтверждение, чтобы их было легко подтвердить во время рассмотрения жалобы;
  • не пропущен срок обжалования – очень важным условием является срок обжалования акта налогового органа. Если он пропущен, жалоба не будет принята к рассмотрению органом, который должен ее рассматривать. Также нужно учесть, что для различных жалоб установлены различные сроки, и нужно тщательно контролировать их перед тем, как обратиться с жалобой. В противном случае вы получите отказ.

Если какие-либо из условий не соблюдаются, скорее всего, жалоба не будет иметь успеха. Если же условия соблюдены, можно воспользоваться своим правом на обжалование решения налогового органа и рассчитывать на успех.

Каков порядок обжалования административных актов налоговых органов?

Существует законодательно установленный порядок подачи жалобы на действия налогового органа, которого должны придерживаться все налогоплательщики, вне зависимости от сути и характера жалобы, а также причин ее подачи. Вот этот порядок:

  • подача жалобы в то же отделение ФНС, чьи действия обжалуются – первым этапом оспаривания является подготовка и подача жалобы в то же отделение налоговой, решение которого вы хотите оспорить. Жалоба подается на имя руководителя отделения ФНС и должна содержать в себе следующую информацию: какие действия или бездействия обжалуются, почему налогоплательщик считает их неправомерными, какого результата он хочет добиться (например, отмена решения или его части). Также к жалобе прилагаются документы или другие доказательства, которые подтверждали бы вашу позицию, например, документированные факты нарушений со стороны сотрудников ФНС. Жалоба передается в отделение любым удобным способом, после чего нужно дождаться, пока ее рассмотрят. Заявитель должен получить ответ в любом случае, даже если результат рассмотрения жалобы будет негативным;
  • подача жалобы в вышестоящую налоговую инстанцию – если первый этап обжалования не принес ожидаемого результата, подается жалоба в вышестоящий налоговый орган, например, в региональное отделение ФНС. Также в некоторых случаях именно этот этап может быть первым (например, если обжалуется решение, вынесенное руководителем местного отделения налоговой службы). Налогоплательщик должен подать жалобу в письменном виде, где описывается, какое решение ФНС обжалуется, почему заявитель считает, что его интересы нарушены и в чем заключаются противоправные действия налоговиков, а также каким образом нарушения должны быть устранены. К жалобе также прилагаются документы или другие материалы, которые подтверждают изложенные в ней факты. После подачи жалобы заявитель также должен получить ответ в установленные сроки относительно результатов ее рассмотрения: будут ли удовлетворены требования налогоплательщика, или в удовлетворении жалобы будет отказано;
  • подача искового заявления в суд – судебное обжалование актов налоговых органов достаточно эффективно, но возможно только в том случае, если пройдены этапы досудебного обжалования -таковы правила обращения в арбитражные суды (а именно они рассматривают подобные иски). Чтобы обратиться в суд, понадобится составить исковое заявление, где указываются обстоятельства спора с ФНС, какое именно решение оспаривается и почему, какие предпринимались меры для досудебного урегулирования конфликта, а также доказательства правоты истца в споре с налоговой. Также к иску прилагаются документы, которые могут служить доказательствами в споре и подтверждением соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. После подачи иска нужно убедиться, что он принят к рассмотрению, после чего принять участие в судебных заседаниях и убедить суд в своей правоте.

Для эффективного обжалования налоговых актов рекомендуется привлечь к процессу опытного юриста, который специализируется на вопросах налогообложения. Это поможет ускорить процесс и повысить шансы на положительный результат.

Заключение

Если вы не согласны с решением налогового органа, его можно обжаловать в установленном порядке, обратившись в ФНС или в суд. Для эффективного процесса обжалования рекомендуется привлечь профильных юристов.

Читайте также
Статьи
Уголовная ответственность за фиктивное банкротство

Проведение процедуры банкротства, то есть, признания компании несостоятельной, четко урегулировано законом. При этом многие предприниматели все равно пытаются обойти действующие нормы для собственной выгоды. Так происходит, например, когда предприятие не…

Статьи
Типичные ошибки в арбитражных спорах и как их избежать?

Арбитражные споры затрагивают разногласия между разными компаниями или ИП. Принимать участие в них могут любые лица, ведущие предпринимательскую деятельность, выступая в качестве истца или ответчика. При этом каждая из сторон…

Статьи
Реструктуризация бизнеса в условиях кризиса

Этап кризиса рано или поздно может наступить в каждой компании. И даже если существенных оснований для ее ликвидации нет, это не означает, что влиять на обстановку никак не нужно. Эффективным…

Статьи
Ответственность директора за налоговые нарушения

Современные предприниматели нередко допускают ошибки в ведении отчетности и нарушают законодательство. Однако ФНС вполне может привлечь к ответственности генерального директора за налоговые нарушения, которые выявлены в ходе проверки. Находясь на…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection
Консультация