Что делать в случае налоговой проверки организации?

Налоговая проверка организации

Статьи

Налоговые проверки – это обычное явление, с которым может столкнуться любая компания. При этом нужно понимать, что проверки, особенно выездные, несут в себе определенные риски для бизнеса, и могут повлиять на деятельность предприятия, стать источником штрафов и других санкций, привести к блокировке счетов и другим неприятностям. Также нужно понимать, что проверки не всегда проводятся по плану – выездная налоговая проверка может стать неприятным сюрпризом для организации и застать врасплох. Именно поэтому бизнес всегда должен быть готов к проведению проверки и знать, как действовать в подобных ситуациях. В данной статье мы расскажем про порядок организации налоговых проверок, этапы их проведения, а также о том, как защитить интересы бизнеса в такие периоды.

Порядок и ход проведения налоговой проверки

Налоговые проверки разделяются на две основные категории – камеральные и выездные. Первая категория не предусматривает посещения офиса налогоплательщика – все действия проводятся с документами, которые компания подала в ФНС в рамках отчетности за прошлый налоговый период. И только в том случае, если у налоговиков возникнут вопросы, они могут вызывать представителей бизнеса для дачи показаний и прояснения тех или иных спорных моментов. Обычно камеральные проверки несут для компании мало рисков, и о том, что такая проверка вообще проводилась, можно узнать лишь по итоговому акту.

Вторая категория – это выездные налоговые проверки, и они являются намного более опасными для бизнеса. Уже по названию понятно, что проверка предусматривает визит налоговых инспекторов в офис или другие помещения компании, и в ходе визита налоговики могут выявить то, что в рамках камеральных проверок никогда бы не всплыло наружу. Потому по итогам выездных проверок штрафы, налоговые доначисления и другие санкции применяются намного чаще. Далее расскажем о ходе налоговой проверки и ее основных этапах:

  1. Подготовка оснований для проверки. Перед проведением выездной проверки должно быть подготовлено распоряжение относительно ее проведения. Для назначения проверки должны быть определенные основания: помимо очередности (в среднем, такая проверка проводится раз в 3 года), могут быть и другие причины, например, подозрения в уклонении от уплаты налогов, реструктуризация бизнеса, работа с ненадежными контрагентами и т. д. В распоряжении обязательно указывается состав группы, которая будет проводить проверку, точное наименование юридического лица, сроки проведения и другая необходимая информация. Именно в рамках данного документа могут действовать инспекторы при проведении проверки.
  2. Визит в офис налогоплательщика. Представители ФНС посещают указанные в распоряжении локации и проводят там ряд действий, таких как выемка документов, изъятие носителей информации и компьютерной техники, опросы сотрудников, осмотр подсобных помещений и т. д. Перед началом работы налоговиков важно убедиться, что они имеют соответствующие полномочия. Для этого нужно попросить их предъявить постановление о проведении проверки, а также служебные удостоверения, и сверить информацию в документах. Если будут выявлены расхождения, это сразу следует зафиксировать (равно как и фиксировать другие нарушения, выявленные в ходе проверки). Не рекомендуется препятствовать действиям налоговиков, кроме случаев явного нарушения законодательства с их стороны – подобные действия могут трактоваться как стремление скрыть те или иные факты, и проверка будет проводиться с большим пристрастием.
  3. Изучение материалов, полученных при выемке. Налоговые инспекторы проводят анализ изъятых документов и других источников данных, и ищут в них признаки нарушения налогового законодательства. Все выявленные нарушения вносятся в акт налоговой проверки, и по ним назначаются те или иные санкции. Если по результатам проверки будут обнаружены признаки уголовного преступления, материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Итоговый акт налоговой проверки передается налогоплательщику.

После получения акта налоговая проверка завершается, однако компания обязана также выполнить предписания, указанные в документах.

Как снизить риски при проведении налоговой проверки организации?

Очевидно, что полностью избежать рисков, связанных с налоговой проверкой, вряд ли получится, но предпринять несколько мер, которые помогут минимизировать риски, вполне можно. Вот что следует сделать в первую очередь:

  • организовать тренинги для персонала – каждый сотрудник компании должен четко знать, что ему делать, если в офисе начнётся налоговая проверка, что стоит и что не стоит говорить налоговому инспектору при опросе и т. д. Практика показывает, что многие риски напрямую зависят от подготовленности персонала к проверкам, их можно существенно снизить, если проводить обучения и тренинги регулярно;
  • провести проверку налоговых рисков организации – налоговый аудит является отличным инструментом, которые позволяет снижать риски в ходе налоговых проверок. Опытные аудиторы изучат все аспекты деятельности компании, выявят слабые места, ошибки в ведении отчетной документации и т. д., и помогут их исправить, а также не допускать в будущем. В результате при визите налоговиков многие ошибки уже будут исправлены;
  • заручиться юридической поддержкой – если вы хотите, чтобы компания была максимально защищена во время проверки, не обойтись без помощи адвоката по налоговым проверкам. Он не только поспособствует повышению грамотности и подготовленности персонала к проверкам, но и будет лично присутствовать во время визита налоговиков, контролируя законность их действий и фиксируя все нарушения. В дальнейшем это позволит оспорить действия ФНС и добиться пересмотра или отмены результатов проверки.

Такие меры помогут существенно снизить риски, возникающие при проведении налоговых проверок, и защитят бизнес от возможных неприятных последствий проверки.

Заключение

Налоговая проверка – это всегда риски для бизнеса. Но если подготовиться к ней заранее, многих проблем можно избежать. Юридическое сопровождение налоговых проверок – один из способов минимизировать риски и защитить интересы компании.

Читайте также
Статьи
Как взыскать задолженность в порядке субсидиарной ответственности

На основании Закона “О несостоятельности (банкротстве)” к субсидиарной ответственности (далее — СО) можно привлечь тогда, когда собственных активов компании не хватает для погашения всех долгов перед кредиторами.

Статьи
Взыскание недоимки по налогам. Что делать бизнесу?

Недоимка по налогам возникает, если предприниматель не погасил задолженность в назначенный срок. Блокировка счетов и наложение ареста на имущество из-за непогашенных налоговых обязательств останавливают деятельность компании и замораживают ее развитие.…

Статьи
Выездная налоговая проверка в офисе

Выездная налоговая проверка — малоприятная процедура для предприятия. В ходе проверки инспекторы находятся в офисе, проверяют документы, проводят допросы.

Статьи
Порядок действий в случае проверки ОБЭП

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) в ходе проверок собирает доказательства экономических преступлений компании.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection
Помощь в налоговых
вопросах