Обжалование действий налоговой инспекции связано с нарушениями прав собственников бизнеса и предпринимателей. Зачастую споры с ФНС перерастают в длительные судебные тяжбы. Куда писать жалобу на налоговую инспекцию, как грамотно и аргументированно составить документ, разберемся в настоящей статье.
Как правильно написать жалобу на действия налоговой инспекции?
У предпринимателя может возникнуть множество поводов для обжалования работы ФНС, начиная с нарушений при обслуживании, заканчивая неправомерными проверками. Приведем наиболее популярные причины обжалования:
- ошибки при начислении обязательных платежей;
- отказ в приеме документов;
- нарушений сроков со стороны сотрудников ФНС;
- неправомерные результаты налоговой проверки;
- незаконное наложение штрафов;
- отказ в предоставлении вычета;
- необоснованный запрос дополнительных документов.
Вне зависимости от повода обращения, документ оформляется по единым правилам.
Жалоба на налоговую инспекцию составляется в простой письменной форме, с указанием обязательных реквизитов:
- данных о заявителе;
- адресата — вышестоящего органа ФНС;
- данных о налоговой инспекции, допустившей правонарушение;
- ссылки на неправомерное решение, постановление;
- суть жалобы: факты нарушения прав налогоплательщика, ссылки на законодательство;
- требования заявителя: отменить решение, произвести перерасчет, вернуть средства, излишне уплаченные в бюджет и т.п.;
- перечень приложений;
- дату, подпись.
Доводы жалобы следует четко аргументировать: указать ссылки на нормативные акты, первичную бухгалтерскую документацию и, при необходимости, привести обоснованные расчеты налогов, пеней, штрафов. При возникновении затруднений рекомендуем обратиться к юристу. Помощь адвоката по налогам будет актуальна как при оформлении грамотного обращения, так и при дальнейшей защите интересов налогоплательщика.
Куда подавать жалобу на налоговую инспекцию?
Налоговым кодексом РФ установлена обязательная процедура подачи жалоб, включающая досудебную и судебную стадии.
Досудебная стадия
Жалоба направляется в вышестоящему руководителю ФНС (например, в управление по области). Документы подаются через инспекцию, которая, по мнению налогоплательщика, нарушила его права.
Способы подачи заявления:
- лично при посещении ФНС;
- по почте или курьером (рекомендуется составить опись вложения);
- через официальный сайт органа;
- с помощью представителя по доверенности.
Налоговый орган вправе отказать в рассмотрении, если текст не подписан, доводы не аргументированы, документ подан с нарушением установленных законом сроков и т.п.
В случае принятия жалобы к производству в течении 3-х дней она перенаправляется вышестоящему руководству. Срок рассмотрения жалобы в налоговую инспекцию составляет 15 дней, с возможностью его продления. По результатам рассмотрения требования налогоплательщика удовлетворяются или выносится письменный отказ.
Судебная стадия
У предпринимателей зачастую возникает вопрос куда подавать жалобу на налоговую инспекцию при отказе от или неполучении ответа от вышестоящего руководства.
Иски к налоговой инспекции рассматриваются арбитражным судом. Срок для подачи заявления — 3 месяца.
Исковое заявление оформляется с учетом требований АПК РФ: в тексте указывается наименование суда, данные о сторонах по делу, обстоятельства спора, ссылки на законы и документы, требования истца. К заявлению прилагаются уведомления, подтверждающие направление иска ответчику, квитанция об оплате госпошлины, доверенность на представителя, доказательства в подтверждение доводов истца.
Неуказание одного из вышеназванных реквизитов влечет отказ в удовлетворении иска. Например, Арбитражным судом города Москвы рассмотрено заявление ООО о признании незаконным решения налоговой инспекции. В удовлетворении иска отказано по причине отсутствия обоснованных доказательств. При этом, заявителем не указано о каком-либо нарушении ФНС процедуры принятия решения по жалобе, а также не указаны нормы законодательства, которым, по его мнению, не соответствует оспариваемый акт. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали данную позицию (дело № А40-11066/2021).
Кроме того, Арбитражный суд вправе отказать в принятии заявления, например, если по данному делу имеется уже вступивший в законную силу судебный акт.
Если налогоплательщиком не будет соблюдена досудебная стадия, судья вернет иск. Так, Арбитражным судом Удмуртской Республики вынесено определение о возврате заявления ООО по причине того, что вышестоящим налоговым органом оно не рассматривалось по существу (дело № А71-2700/2022).
Заключение
Для выявления ошибок налогового органа требуются знания закона, актуальных разъяснений и практический опыт. Если предпринимателю пришлось столкнуться с проверкой ФНС, то рекомендуется незамедлительно воспользоваться услугами налогового адвоката. Специалист изучит документы, выступит посредником при взаимодействии с инспекторами и защитит интересы бизнеса.