Урегулирование споров с налоговой инспекцией

Статьи

От проверок налоговой никто не застрахован. Предприниматели не всегда разделяют позицию органа о доначислении налогов, не согласны с наложением штрафов и обжалуют действия и решения сотрудников ФНС. В этой статье разберемся, какие проблемы урегулирования споров с налоговой инспекцией могут возникнуть у бизнеса и когда стоит подавать в суд.

 

В чем заключается трудность урегулирования налоговых споров?

Любая организация или ИП вправе обжаловать акты ФНС или действия должностных лиц органа. Разрешение налоговых споров включает 2 этапа: апелляционный порядок обжалования и судебный.

В ходе досудебного порядка возможны следующие ситуации:

  1. ФНС оставляет заявление без рассмотрения. Например, когда аналогичная ситуация уже была предметом судебного разбирательства.
  2. Орган отказывает в удовлетворении жалобы, подходит формально к доводам заявителя. В таком случае лицу надлежит обращаться в судебную инстанцию.
  3. Инспекция не отвечает на обращение. В данном случае следует также обращаться в суд с учетом сроков исковой давности.

По вопросу досудебного порядка существует 2 различных мнения. Ряд юристов считает, что такая процедура только затягивает вопрос рассмотрения жалобы и оттягивает реальную возможность защиты прав лица через суд. Другие специалисты видят преимущество досудебного порядка в том, что это бесплатный и оперативный (1,5 месяца) способ урегулировать вопросы с ФНС.

 

Как защитить интересы бизнеса в налоговом споре?

Рассмотрим обе стадии обжалования.

Апелляционная жалоба

Урегулирование разногласий начинается с подачи жалобы в вышестоящее ведомство. Документы следует подавать через инспекцию, которая проводила проверку и выносила решение. Таким образом, должностные лица будут извещены о наличии заявления и не будут выставлять требования до вынесения решения апелляции. Срок для подачи такого обращения составляет 1 месяц.

В заявление необходимо включить следующие сведения:

  • данные заявителя;
  • сведения об обжалуемом акте, действиях сотрудников инспекции;
  • данные об инспекции;
  • мотивированные доводы заявителя;
  • требования налогоплательщика.

Заявитель вправе указать на факты, смягчающие или исключающие его ответственность.

Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней (с возможностью продления еще на 15 дн.).

Если принятое по жалобе решение не устроило заявителя, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском.

Исковое заявление в арбитражный суд

В заявлении следует указать:

  • адресат (арбитражный суд);
  • реквизиты истца и данные налоговой инспекции;
  • сведения об оспариваемом документе;
  • цену иска (при необходимости);
  • доводы о нарушении прав налогоплательщика;
  • ссылки на законодательство, приказы ФНС и др.;
  • требования истца.

В качестве подтверждения своей позиции истцу необходимо приложить обжалуемый акт, документы, на которые он ссылается, контррасчеты и т.д.

Суд с налоговой, как правило, длится несколько месяцев, а может затянуться на год. Все зависит от сложности спора, представленных документов, необходимости назначения экспертиз и оценок.

Судебная практика по спорам с налоговой инспекцией меняется с каждым годом, сейчас бизнесу все труднее доказывать свою правоту в суде. На вооружении у инспекторов стоят новые технологии и отработанные механизмы выявления налоговых правонарушений. Например, ФНС разработано 17 критериев «дробления» бизнеса, при выявлении которых предпринимателю будет доначислен налог (письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@).

Оптимальным решением вопроса взаимодействия с ФНС станет привлечение налогового адвоката. 

Помощь юриста по налоговым спорам заключается в следующем:

  • специалист знакомится с материалами и проводит консультацию;
  • при необходимости, направляет жалобу или иск в суд;
  • производит расчеты, привлекает экспертов, оценщиков и др.;
  • защищает клиента в суде, выступает в процессе и прениях сторон;
  • обжалует судебные акты.

Юрист по налогам знает все тонкости законодательства, детально подходит к изучению вопроса и разрабатывает оптимальную стратегию для защиты прав клиента.

 

Обжалование действий и решений ФНС — это право любого налогоплательщика. Организация может урегулировать спор в досудебном порядке, а в случае неудачи следует обратиться в суд. При ведении судебного процесса рекомендуем воспользоваться услугами адвоката, это ускорит рассмотрение дела и увеличит шансы на его благоприятный исход.

 

Читайте также
Статьи
Юридическая помощь в налоговых спорах

Количество налоговых проверок возрастает с каждым годом. Но не каждый предприниматель готов сразу оплатить штрафы и погасить недоимку в бюджет. Большинство бизнесменов предпочитают защищать свои права. Как грамотно разрешить спор…

Статьи
Роль арбитражного юриста в разрешении судебных споров

Когда компания становится участником арбитражного спора, у ее представителей возникает множество проблем и вопросов, начиная от процессуальных сроков, заканчивая процедурой обжалования. В такой ситуации без профессионального юриста не обойтись. В…

Статьи
Разрешение налоговых споров по НДС

Бизнес, работающий с налогом на добавленную стоимость (НДС), всегда сталкивается с определенными трудностями. Налоговое законодательство, регулирующее НДС, является одним из самых сложных. Правильное применение НДС, его уплата и возврат требуют…

Статьи
Ответственность предпринимателей за экономические преступления

Ввиду разных причин предприниматели оказываются в ситуациях, которые могут приводить к экономическим правонарушениям. Какую ответственность несут владельцы и сотрудники компаний за свою деятельность? Разберем подробнее в данной статье.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
click fraud detection
Антисанкции