Налоговые проверки – это обычное явление, с которым может столкнуться любая компания. При этом нужно понимать, что проверки, особенно выездные, несут в себе определенные риски для бизнеса, и могут повлиять на деятельность предприятия, стать источником штрафов и других санкций, привести к блокировке счетов и другим неприятностям. Также нужно понимать, что проверки не всегда проводятся по плану – выездная налоговая проверка может стать неприятным сюрпризом для организации и застать врасплох. Именно поэтому бизнес всегда должен быть готов к проведению проверки и знать, как действовать в подобных ситуациях. В данной статье мы расскажем про порядок организации налоговых проверок, этапы их проведения, а также о том, как защитить интересы бизнеса в такие периоды.
Порядок и ход проведения налоговой проверки
Налоговые проверки разделяются на две основные категории – камеральные и выездные. Первая категория не предусматривает посещения офиса налогоплательщика – все действия проводятся с документами, которые компания подала в ФНС в рамках отчетности за прошлый налоговый период. И только в том случае, если у налоговиков возникнут вопросы, они могут вызывать представителей бизнеса для дачи показаний и прояснения тех или иных спорных моментов. Обычно камеральные проверки несут для компании мало рисков, и о том, что такая проверка вообще проводилась, можно узнать лишь по итоговому акту.
Вторая категория – это выездные налоговые проверки, и они являются намного более опасными для бизнеса. Уже по названию понятно, что проверка предусматривает визит налоговых инспекторов в офис или другие помещения компании, и в ходе визита налоговики могут выявить то, что в рамках камеральных проверок никогда бы не всплыло наружу. Потому по итогам выездных проверок штрафы, налоговые доначисления и другие санкции применяются намного чаще. Далее расскажем о ходе налоговой проверки и ее основных этапах:
- Подготовка оснований для проверки. Перед проведением выездной проверки должно быть подготовлено распоряжение относительно ее проведения. Для назначения проверки должны быть определенные основания: помимо очередности (в среднем, такая проверка проводится раз в 3 года), могут быть и другие причины, например, подозрения в уклонении от уплаты налогов, реструктуризация бизнеса, работа с ненадежными контрагентами и т. д. В распоряжении обязательно указывается состав группы, которая будет проводить проверку, точное наименование юридического лица, сроки проведения и другая необходимая информация. Именно в рамках данного документа могут действовать инспекторы при проведении проверки.
- Визит в офис налогоплательщика. Представители ФНС посещают указанные в распоряжении локации и проводят там ряд действий, таких как выемка документов, изъятие носителей информации и компьютерной техники, опросы сотрудников, осмотр подсобных помещений и т. д. Перед началом работы налоговиков важно убедиться, что они имеют соответствующие полномочия. Для этого нужно попросить их предъявить постановление о проведении проверки, а также служебные удостоверения, и сверить информацию в документах. Если будут выявлены расхождения, это сразу следует зафиксировать (равно как и фиксировать другие нарушения, выявленные в ходе проверки). Не рекомендуется препятствовать действиям налоговиков, кроме случаев явного нарушения законодательства с их стороны – подобные действия могут трактоваться как стремление скрыть те или иные факты, и проверка будет проводиться с большим пристрастием.
- Изучение материалов, полученных при выемке. Налоговые инспекторы проводят анализ изъятых документов и других источников данных, и ищут в них признаки нарушения налогового законодательства. Все выявленные нарушения вносятся в акт налоговой проверки, и по ним назначаются те или иные санкции. Если по результатам проверки будут обнаружены признаки уголовного преступления, материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Итоговый акт налоговой проверки передается налогоплательщику.
После получения акта налоговая проверка завершается, однако компания обязана также выполнить предписания, указанные в документах.
Как снизить риски при проведении налоговой проверки организации?
Очевидно, что полностью избежать рисков, связанных с налоговой проверкой, вряд ли получится, но предпринять несколько мер, которые помогут минимизировать риски, вполне можно. Вот что следует сделать в первую очередь:
- организовать тренинги для персонала – каждый сотрудник компании должен четко знать, что ему делать, если в офисе начнётся налоговая проверка, что стоит и что не стоит говорить налоговому инспектору при опросе и т. д. Практика показывает, что многие риски напрямую зависят от подготовленности персонала к проверкам, их можно существенно снизить, если проводить обучения и тренинги регулярно;
- провести проверку налоговых рисков организации – налоговый аудит является отличным инструментом, которые позволяет снижать риски в ходе налоговых проверок. Опытные аудиторы изучат все аспекты деятельности компании, выявят слабые места, ошибки в ведении отчетной документации и т. д., и помогут их исправить, а также не допускать в будущем. В результате при визите налоговиков многие ошибки уже будут исправлены;
- заручиться юридической поддержкой – если вы хотите, чтобы компания была максимально защищена во время проверки, не обойтись без помощи адвоката по налоговым проверкам. Он не только поспособствует повышению грамотности и подготовленности персонала к проверкам, но и будет лично присутствовать во время визита налоговиков, контролируя законность их действий и фиксируя все нарушения. В дальнейшем это позволит оспорить действия ФНС и добиться пересмотра или отмены результатов проверки.
Такие меры помогут существенно снизить риски, возникающие при проведении налоговых проверок, и защитят бизнес от возможных неприятных последствий проверки.
Заключение
Налоговая проверка – это всегда риски для бизнеса. Но если подготовиться к ней заранее, многих проблем можно избежать. Юридическое сопровождение налоговых проверок – один из способов минимизировать риски и защитить интересы компании.