Между бизнесом и государственными органами нередко могут возникать споры и разногласия. Зачастую они связаны с теми или иными нарушениями, хотя иногда претензии госорганов могут быть и беспочвенными, а санкции – ошибочными. Так или иначе, если конфликты возникают, их необходимо урегулировать, причем делать это лучше всего с участием профессиональных юристов, которые могут разрешить возникший спор с госорганами намного быстрее и эффективнее. О том, с какими административными спорами может сталкиваться бизнес, как их урегулировать, что такое представление интересов в госорганах и зачем оно нужно мы расскажем в рамках данной статьи.
С какими административными спорами сталкивается бизнес?
Представители бизнеса могут сталкиваться с самыми различными административными спорами, но наиболее часто встречаются следующие конфликты:
- споры с налоговой – пожалуй, каждый представитель бизнеса хотя бы раз имел проблемы с ФНС. Причины могут быть различные: не вовремя поданная налоговая отчетность, нарушения, выявленные во время выездной или камеральной проверки, неправильное ведение налогового учета на предприятии, злоупотребление полномочиями со стороны налоговиков (нарушение сроков проверки, изъятие и невозврат документов и техники и т.д.), необоснованные штрафы и другие санкции. Если налогоплательщик не согласен с действиями налоговой, возникает административной спор, который необходимо урегулировать в кратчайшие сроки, поскольку это угроза для бизнеса и нормального функционирования предприятия;
- споры с таможенной службой – для компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, значительный процент споров относится к различным конфликтам с таможней. Причины таких споров могут быть различными – как нарушения со стороны предпринимателей (например, неправильное таможенное оформление товаров, игнорирование некоторых требований Таможенного кодекса), так и со стороны таможенников (необоснованная задержка товаров при пересечении границы, штрафы без оснований для них, конфискация товаров, дополнительные требования к таможенному оформлению, завышенные пошлины и т.д.). Подобные споры могут серьезно навредить компании, привести к значительному ущербу, а значит, их необходимо оперативно урегулировать;
- конфликты с правоохранительными органами – компания может столкнуться и с претензиями, причем не всегда обоснованными, со стороны полиции, Следственного комитета и прокуратуры. Обычно их претензии касаются экономических преступлений, в которых подозревается компания или ее руководство. Если бизнес не согласен с претензиями правоохранителей (а чаще всего так и бывает), возникает конфликт, который может перерасти в серьезные неприятности для бизнеса. Потому споры с правоохранительными органами следует разрешать как можно скорее, не доводя до неприятных последствий;
- конфликты с трудовой инспекцией – если в компании нарушаются права наемных работников (или не нарушаются, но такая информация поступает в инспекцию по труду), к бизнесу могут быть применены санкции, включая достаточно крупные штрафы. И если на самом деле нарушений не было, и действия инспекции необоснованно, это приводит к конфликту между бизнесом и государственным органом. Рекомендуется урегулировать его как можно скорее.
Кроме указанных выше, споры могут возникать и с другими службами и государственными органами – местными органами власти, пенсионным фондом, различными инспекциями и т.д. И без грамотного подхода и юридической помощи урегулировать их бывает достаточно сложно.
Представление интересов и разрешение споров с государственными органами
Как же разрешаются споры с административными органами при их возникновении? Лучше всего привлечь для этого квалифицированных юристов – тогда процесс урегулирования пройдет быстрее и эффективнее. Услуга представления интересов юридического лица в госорганах представляет собой следующее: клиент оформляет доверенность на адвоката, который затем участвует в различных этапах урегулирования спора с той или иной государственной инстанцией: готовит и подает жалобы на решения, принимает участие в переговорах и медиации, при необходимости готовит иск в арбитражный суд и представляет там интересы компании. Такой подход, во-первых,позволяет привлечь к урегулированию конфликта более квалифицированного специалиста, во-вторых, освобождает бизнес от необходимости ходить по государственным службам, готовить и подавать документы, участвовать в судебных заседаниях и т.д.
В целом процесс разрешения административных споров обычно выглядит следующим образом:
- подача жалобы на действия или решение государственного органа – если бизнес не согласен с тем или иным решением, его в большинстве случаев можно оспорить. Для этого готовится и подается жалоба, в которой описываются конкретные нарушения со стороны госоргана, а также приводятся доказательства нарушений. Далее жалоба рассматривается соответствующей комиссией или службой и принимается решение о ее удовлетворении. При рассмотрении жалобы в некоторых случаях может присутствовать также представитель компании;
- обращение в суд – если жалоба не дала ожидаемого результата, компания, чьи права были нарушены, имеет право обратиться в арбитражный суд. При подаче иска необходимо указать, что была предпринята попытка урегулировать спор в досудебном порядке, но она не дала результата. Также в иске указываются все нарушения и подтверждение того, что они реально имели место. Далее исковое заявление рассматривается в суде и по нему выносится вердикт. В случае неудовлетворительного решения можно подать апелляцию или кассацию и попытаться добиться необходимого результата в более высокой судебной инстанции.
Участие адвоката по спорам с госорганами на всех этапах урегулирования конфликта серьезно повышает шансы на успех для бизнеса и позволяет добиться необходимого результата в сжатые сроки.
Заключение
У бизнеса могут периодически возникать споры с различными государственными органами, и их необходимо оперативно урегулировать, в противном случае они могут стать источником многих проблем для компании. Для разрешения подобны споров рекомендуется привлечь профессиональных юристов, специализирующихся на данных конфликтах.