Любой представитель бизнеса может столкнуться с ситуацией, когда ему необходимо обжаловать решение налогового органа. Постановление может быть связано с наложением неправомерного штрафа, доначислением налогов без должного обоснования, блокированием счетов компании и т. д. Существует определенный порядок обжалования актов налоговых органов, которого необходимо придерживаться каждому, кто хочет оспорить решение ФНС, а кроме того, нужно соблюдать установленные сроки, правила и другие нюансы процедуры обжалования. Обо всём этом, а также о том, как повысить эффективность оспаривания и добиться желаемого результата, мы поговорим в данной статье.
Право на обжалование актов налоговых органов
Право обжалования актов налоговых органов имеет каждый субъект предпринимательской деятельности – это заложено в налоговом и административном кодексах. То есть, подать жалобу можно в любом случае, но вот результаты ее рассмотрения уже будут сильно отличаться в зависимости от условий и обстоятельств обжалования. Для того чтобы обжалование акта проверки налогового органа или другого решения имело потенциал для удовлетворительного решения, необходимо, чтобы соблюдался ряд условий:
- были нарушены интересы налогоплательщика – решение ФНС должно нарушать интересы компании, чтобы его можно было обжаловать. Например, речь может идти о приостановке обслуживания банковских счетов, запретах на совершение некоторых видов деятельности, наложении штрафа, доначислении налогов и т. д. Без ущерба для налогоплательщика жалобу тоже подать можно, но она не будет иметь смысла, а значит – и перспектив для удовлетворения;
- выявлены нарушения со стороны сотрудников ФНС – обычно основным условием для рассмотрения жалобы являются конкретные нарушения законодательства, норм Налогового и других кодексов, превышение полномочий со стороны налоговиков. При этом выявленные нарушения должны быть зафиксированы в установленном порядке и иметь документальное подтверждение, чтобы их было легко подтвердить во время рассмотрения жалобы;
- не пропущен срок обжалования – очень важным условием является срок обжалования акта налогового органа. Если он пропущен, жалоба не будет принята к рассмотрению органом, который должен ее рассматривать. Также нужно учесть, что для различных жалоб установлены различные сроки, и нужно тщательно контролировать их перед тем, как обратиться с жалобой. В противном случае вы получите отказ.
Если какие-либо из условий не соблюдаются, скорее всего, жалоба не будет иметь успеха. Если же условия соблюдены, можно воспользоваться своим правом на обжалование решения налогового органа и рассчитывать на успех.
Каков порядок обжалования административных актов налоговых органов?
Существует законодательно установленный порядок подачи жалобы на действия налогового органа, которого должны придерживаться все налогоплательщики, вне зависимости от сути и характера жалобы, а также причин ее подачи. Вот этот порядок:
- подача жалобы в то же отделение ФНС, чьи действия обжалуются – первым этапом оспаривания является подготовка и подача жалобы в то же отделение налоговой, решение которого вы хотите оспорить. Жалоба подается на имя руководителя отделения ФНС и должна содержать в себе следующую информацию: какие действия или бездействия обжалуются, почему налогоплательщик считает их неправомерными, какого результата он хочет добиться (например, отмена решения или его части). Также к жалобе прилагаются документы или другие доказательства, которые подтверждали бы вашу позицию, например, документированные факты нарушений со стороны сотрудников ФНС. Жалоба передается в отделение любым удобным способом, после чего нужно дождаться, пока ее рассмотрят. Заявитель должен получить ответ в любом случае, даже если результат рассмотрения жалобы будет негативным;
- подача жалобы в вышестоящую налоговую инстанцию – если первый этап обжалования не принес ожидаемого результата, подается жалоба в вышестоящий налоговый орган, например, в региональное отделение ФНС. Также в некоторых случаях именно этот этап может быть первым (например, если обжалуется решение, вынесенное руководителем местного отделения налоговой службы). Налогоплательщик должен подать жалобу в письменном виде, где описывается, какое решение ФНС обжалуется, почему заявитель считает, что его интересы нарушены и в чем заключаются противоправные действия налоговиков, а также каким образом нарушения должны быть устранены. К жалобе также прилагаются документы или другие материалы, которые подтверждают изложенные в ней факты. После подачи жалобы заявитель также должен получить ответ в установленные сроки относительно результатов ее рассмотрения: будут ли удовлетворены требования налогоплательщика, или в удовлетворении жалобы будет отказано;
- подача искового заявления в суд – судебное обжалование актов налоговых органов достаточно эффективно, но возможно только в том случае, если пройдены этапы досудебного обжалования -таковы правила обращения в арбитражные суды (а именно они рассматривают подобные иски). Чтобы обратиться в суд, понадобится составить исковое заявление, где указываются обстоятельства спора с ФНС, какое именно решение оспаривается и почему, какие предпринимались меры для досудебного урегулирования конфликта, а также доказательства правоты истца в споре с налоговой. Также к иску прилагаются документы, которые могут служить доказательствами в споре и подтверждением соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. После подачи иска нужно убедиться, что он принят к рассмотрению, после чего принять участие в судебных заседаниях и убедить суд в своей правоте.
Для эффективного обжалования налоговых актов рекомендуется привлечь к процессу опытного юриста, который специализируется на вопросах налогообложения. Это поможет ускорить процесс и повысить шансы на положительный результат.
Заключение
Если вы не согласны с решением налогового органа, его можно обжаловать в установленном порядке, обратившись в ФНС или в суд. Для эффективного процесса обжалования рекомендуется привлечь профильных юристов.