Корпоративные споры могут происходить в различных компаниях и касаться разных причин, но они имеют много общего: если такие конфликты вовремя не урегулировать, они могут нанести серьёзный вред бизнесу и даже привести к полному прекращению деятельности. Потому умение грамотно разрешать корпоративные споры очень важно и может помочь сохранить компанию в тяжелые периоды. В данной статье мы рассмотрим, какие способы урегулирования корпоративных споров существуют, чем они отличаются между собой, какой подход следует использовать в той или иной ситуации, а также чем может помочь в разрешении таких споров профессиональный адвокат.
Особенности разрешения корпоративных споров
Поскольку корпоративные споры – это конфликты внутри компании (например, между соучредителями), они имеют определенные особенности, в том числе и в части урегулирования. Вот что нужно помнить про рассмотрение корпоративных споров:
- процесс урегулирования может быть очень длительным – корпоративные споры относятся к наиболее продолжительным по времени разрешения и спокойно могут продолжаться годами. Это связано с высокими рисками – проигравшая сторона может лишиться очень значительных средств, потому никто не хочет уступать или действовать в спешке. Даже досудебное урегулирование корпоративных споров – очень продолжительный процесс;
- большинство споров доходит до суда – хотя практически любой спор можно урегулировать путем переговоров и медиации, по статистике в корпоративных спорах очень часто последнюю точку ставит суд. Это связано с тем, что никто не хочет уступать и идти на компромиссы, а значит, договориться становится очень сложно. А если никто не уступает, то единственный шанс всё урегулировать – это обратиться в суд и добиться вердикта. При этом вполне вероятно, что придётся пройти все инстанции, если сторона, которая проиграла спор, захочет оспорить судебное решение;
- при урегулировании спора важное значение имеют внутренние документы компании – если рассматривается корпоративный спор, в первую очередь обращаются к документам предприятия относительно спорного вопроса. Чаще всего это уставные документы, решения собрания акционеров, постановления руководства и т. д. И только если в этих документах нельзя найти решение, применяются общие правовые нормы. Потому при подготовке к разрешению корпоративного спора очень важно изучить весь объем имеющихся данных, а только после этого переходить к конкретным действиям.
Эти и другие особенности арбитражных корпоративных споров определяют и принципы, которые используются сторонами для выхода из конфликтной ситуации.
Какие существуют способы урегулирования корпоративных споров?
Для того чтобы урегулировать корпоративный спор, следует придерживаться порядка действий, определенного в Гражданском кодексе. Согласно этому документу, существуют следующие способы разрешения конфликта:
- досудебный порядок урегулирования спора – это первый этап, с которого следует начинать улаживание конфликтной ситуации. Сюда могут входить различные действия: проведение переговоров между конфликтующими сторонами, привлечение независимых экспертов с целью помочь найти общие точки соприкосновения и компромиссы, медиация и т. д. И хотя мы выше упоминали, что большинство споров подобного плана разрешаются в судах, попробовать добиться урегулирования без обращения в суд. Рекомендуется привлечь к процессу опытного юриста, который сможет подготовить необходимые аргументы, организовать переговоры, подсказать возможные пути решения и т. д. Благодаря юридической помощи конфликт может быть урегулирован намного быстрее и эффективнее;
- рассмотрение дела в суде – если сторонам не удалось договориться в досудебном порядке, следует обращаться в суд. Корпоративные споры в суде относятся к арбитражным спорам, потому именно в арбитражный суд и следует обращаться. Что касается конкретного суда, то иск подается обычно в суд по месту регистрации ответчика в данном деле, если другое не указано в уставных или других документах. В тексте иска указываются предыстория конфликта, действия, которые предпринимались для урегулирования до того, как дело дошло до суда, аргументы истца в пользу защиты своей позиции, а также исковые требования к ответчику. Также исковое заявление сопровождается пакетом документов, которые выступают подтверждением позиции истца. Это могут быть уставные документы компании, коллегиальные решения, постановления, предыдущие судебные вердикты и т. д. После подачи документов дело рассматривается в арбитражном суде, после чего выносится решение;
- апелляции и кассации – если одна из сторон спора остается не удовлетворена решением суда первой инстанции, может быть подана апелляционная жалоба в суд более высокой инстанции. Но следует учитывать, что для подачи апелляции мало одного недовольства судебным вердиктом, нужны также и аргументы, например, в деле появились новые обстоятельства, суд не принял к рассмотрению некоторые доказательства, есть сомнения в непредвзятости судей и т. д. При подготовке жалобы, также как и изначального иска, нужно привести доказательства в пользу своей позиции, аргументы для пересмотра судебного решения, после чего подать документы в апелляционный или другой суд. В целом, процедура рассмотрения жалобы мало чем отличается от слушаний по исковому заявлению, если дошло до ее сути. Если апелляции дошли до Верховного суда, его решение считается окончательным и обжалованию не подлежит.
Учитывая, что дела по корпоративным спорам относятся к категории наиболее сложных арбитражных споров, добиться успеха практически невозможно без грамотной юридической поддержки. Потому рекомендуется обратиться за помощью к адвокату по корпоративным делам.
Заключение
Корпоративные споры необходимо как можно скорее урегулировать, поскольку они могут наносить серьезный ущерб бизнесу. Но сам процесс их урегулирования довольно сложный и продолжительный. Чтобы повысить шансы на успех, рекомендуется обратиться за помощью к грамотному юристу.