Компании, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), нередко сталкиваются со спорами и проблемами, связанными с этим налогом. Наверняка, практически каждый бухгалтер знает, что может быть, если неправильно указан НДС в отчетности, забыли учесть налог в обороте предприятия и т.д. – за такие нарушения нередко накладываются штрафы, доначисляются налоговые платежи и применяются другие санкции. В данной статье мы рассмотрим, какие бывают споры и проблемы, связанные с НДС, как их не допустить, что делать, если всё-таки возник спор с налоговой относительно НДС, а также обсудим все сопутствующие вопросы.
Виды налоговых споров по НДС
С налогом на добавленную стоимость связано несколько различных видов споров, которые возникают при определенных обстоятельствах и могут негативно влиять на бизнес. Вот наиболее распространенные виды таких конфликтов:
- отказ в возмещении НДС – пожалуй, самый часто встречаемый вид споров, касающихся налога на добавленную стоимость. Как известно, все плательщики НДС могут претендовать на возмещение из бюджета разницы между «входным» и «выходным» НДС, если за отчетный период объем налогов за приобретённые товары или услуги превышает объем НДС, полученный при реализации продукции компании. Однако на практике при заявке на возмещение компания получает отказ. Он может быть связан как с объективными причинами (неправильно заявленное возмещение НДС, нет оснований для возмещения и т. д.), так и с нарушениями со стороны налоговой и невыполнением ее сотрудниками своих должностных обязанностей. В первом случае стоит исправить выявленные налоговиками недочеты и подать заявление повторно, во втором же действия/бездействие ФНС можно оспаривать;
- штрафы и доначисления налогов, связанные с НДС – при проверках очень часто налоговая по итогам аудита назначает для компании штрафные санкции, которые могут включать в себя штрафы, пени, доначисление налоговых платежей и т. д. Это справедливо и для налога на добавленную стоимость: если по нему будут обнаружены недоимки, это может привести к неприятным последствиям. Но и здесь налоговики не всегда правы: их методика расчета НДС может быть неверной, они могут не учесть льготную ставку НДС на некоторые товары или виды товарных операций, что в итоге обернётся ошибкой и неправомерными штрафными санкциями. В случае обнаружения таких неправомерных действий со стороны сотрудников ФНС свои интересы можно и нужно отстаивать, подавая жалобы на действия налоговой. в том числе и в арбитражный суд;
- споры, связанные с экспортным НДС – для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, в некоторых случаях законодательство разрешает применять льготную ставку НДС 0-10%. Такая налоговая ставка распространяется на экспорт некоторых групп товаров, чтобы стимулировать производство. Однако налоговая не всегда одобрительно относится к применению нулевой ставки НДС и ищет причины, по которым компании должны уплачивать обычный размер налогов. Претензии со стороны ФНС могут быть различными: неправильно оформленные экспортные документы, товар не относится к льготным категориям, нет необходимых лицензий для совершения внешнеэкономический деятельности и т. д. Иногда претензии обоснованы – не были соблюдены установленные условия НДС для льготных ставок, иногда они абсолютно беспочвенны, и во втором случае налогоплательщикам ничего не остается, кроме как оспаривать действия налоговиков, ведь платить НДС там, где его не должно быть, не хочется никому. Оспаривание может проходить как путём жалобы в вышестоящие инстанции, так и с помощью подачи искового заявления в арбитражный суд.
Кроме указанных выше и специфичных для НДС, с этим налогом могут быть связаны и другие споры, которые характерны для всех видов налогообложения – неправильно поданные декларации, нарушения во время проведения проверок, необоснованные требования со стороны ФНС и т. д. Плательщики НДС могут столкнуться с ними точно так же, как и другие категории компаний, ведущих активную хозяйственную деятельность.
Что делать, чтобы устранить ошибки по НДС?
Далеко не всегда в проблемах, связанных с НДС, виноваты сотрудники налоговой. Достаточно часто сами предприниматели нарушают законодательство, связанное с налогом на добавленную стоимость, причём очень значительная часть нарушений является следствием не умышлённых действий, а незнания законов и правил начисления НДС, получения его возмещения, правильного указания в декларациях или первичных документах.
Частично в этом виновато достаточно запутанное законодательство: на разные категории товаров ставка НДС варьируется от 0% до 20%, причем категории товаров и условия получения льготных ставок налогов могут часто меняться, и бизнес не всегда успевает следить за обновлениями. С другой стороны, неточности могут быть следствием недостаточной квалификации бухгалтеров, технических ошибок и других факторов.
Если такая ошибка выявлена самостоятельно, например, при внутреннем аудите или подготовке к подаче налоговой отчетности, нужно устранить неточность как можно скорее и провести перерасчеты по всем налогам, которых она могла коснуться. Если потребуется, нужно внести дополнительные налоговые платежи и внести правки в отчетные документы. В таком случае, если ошибка устранена самостоятельно, никаких санкций для бизнеса не последует.
Если же вы неправильно сдали НДС в отчетности, и это было выявлено сотрудниками ФНС, это может привести к штрафу или налоговым доначислениям. Впрочем, если нарушения незначительные и вызваны техническими ошибками (то есть, это не было попыткой уклонения от уплаты налогов или другой махинацией), скорее всего, вам позволят внести исправления без дополнительных санкций. В таком случае нужно провести перепроверку документов, устранить все замечания, указанные налоговой, после чего подать отчетность снова.
При наложении штрафных санкций есть два варианта: если вы считаете штраф или пени за нарушение условий договора НДС обоснованными, нужно внести требуемую сумму в бюджет, после чего предоставить квитанцию об уплате и исправленные документы. Если этого не сделать, налоговая имеет право увеличить размер штрафа или обратиться в суд, чтобы взыскать средства в принудительном порядке. А чтобы подобных ситуаций не возникало в будущем, рекомендуется перед подачей отчетности консультироваться с грамотным юристом по налогообложению. Юридическая помощь по вопросам налогов будет полезна и тогда, когда вы столкнулись со спором и не знаете, как его уладить.
Как обратиться в суд для решения налогового спора по НДС?
Если спор с налоговой не удается решить другими путями, остается обратиться в суд и добиваться справедливости там. Обращение в суд относительно налогового конфликта не сильно отличается от других арбитражных споров и состоит из таких этапов:
- сбор оснований для обращения в суд – во-первых, необходимо подтверждение соблюдения порядка рассмотрения спора (копия поданной ранее жалобы и ответ на нее, если бы получен), во-вторых – документы, которые подтверждали бы вашу правоту в споре;
- составление искового заявления – в иске указывается предыстория спора, причины, история разрешения конфликта до обращения в суд, а также ваша позиция относительно данной ситуации. Требования к ответчику должны быть изложены грамотно и четко: отменить штраф, возместить НДС и т. д.;
подача иска на рассмотрение – заявление подается в арбитражный суд по месту регистрации компании любым удобным способом (почта, интернет, личный визит); - участие в судебных слушаниях – во время рассмотрения дела необходимо присутствовать лично или через представителя, чтобы довести до суда свою позицию и убедить его в вашей правоте.
Судебные споры по НДС – не самые простые из арбитражных, в том числе и потому, что сторону налоговой всегда представляют профессиональные юристы. Потому без помощи адвоката по налогам дело решить будет крайне сложно.
Заключение
Вокруг налога на добавленную стоимость нередко возникают конфликты, которые необходимо своевременно улаживать. Причины их могут быть разными, как и варианты решения, нередко даже приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свою правоту.