Налоговая служба является контролирующим органом и отслеживает исполнение денежных обязательств, уплату сборов и взносов, а также экономическую деятельность предпринимателей в целом. В ходе выполнения своих непосредственных обязанностей сотрудники ФНС направляют налогоплательщикам уведомления и требования, на которые важно своевременно отреагировать. Для этого необходимо направить письменное возражение в налоговую. Как составить такой документ и подать его в ФНС – рассмотрим в статье.
Какие уведомления и требования может направлять налоговая?
ФНС вправе направлять налогоплательщикам официальные документы – уведомления и требования. На них обязательно должна последовать ответная реакция. Однако для того, чтобы понять, как сформулировать ответ, нужно разобраться с этими документами подробнее.
Уведомление налоговиков представляет собой официальный документ, где указываются налоги, начисленные плательщику за определенный период. Здесь также прописывается конкретная сумма, объект налогообложения, срок уплаты и реквизиты, по которым ее необходимо произвести. Существуют и другие виды налоговых уведомлений, которые ФНС может направить в ходе осуществления проверочных мероприятий в отношении плательщика или по окончании этой процедуры. Они также являются обязательными для исполнения. Сюда входят, к примеру, уведомления о выявлении несоответствия показателей деятельности, о вызове плательщика в налоговый орган и другие. Перед тем, как ответить на уведомление налоговой, необходимо внимательно изучить его. Если плательщик не согласен с суммами или другими формулировками ФНС, он вправе подать возражение, подробно расписав свои доводы. Гораздо чаще граждане, должностные лица и организации получают от налоговиков требования. Под ними подразумеваются документы, направляемые в целях получения от налогоплательщика пояснений, документации и подтверждений каких-либо совершенных действий. Как правило, требования направляются в рамках камеральной, выездной или встречной проверки, а также в ходе проведения мониторинга. Однако в некоторых случаях получить их можно и вне рамок проверочных мероприятий, к примеру, по конкретной сделке.
ФНС направляет требование в адрес налогоплательщика, когда:
- обнаружены ошибки в заполненных декларациях;
- представленные налоговикам данные по платежам не соответствуют действительности;
- в отчетах плательщик заявил налоговые льготы;
- необходимо предоставить документы по сделкам с определенным контрагентом, в отношении которого проводится проверка;
- не уплачен налог или на счет ФНС внесена неполная сумма.
На эти и другие требования налогоплательщик также может подать возражение. Именно с такими документами предприниматели чаще всего оказываются не согласны. Как отправить возражение в налоговую – рассмотрим ниже.
При каких условиях можно направить возражения в налоговую?
Ответить на запрос налоговой возражением можно далеко не во всех случаях. Для этого у плательщика должны быть весомые основания и четкая позиция относительно требований ФНС. Если лицо, которому направлено уведомление или требование, действительно нарушило закон и не имеет оправданий этому, то и возражение подавать не имеет смысла. Это лишь затянет время и станет причиной для привлечения плательщика к ответственности за неисполнение требований налоговиков. Таким образом, возражение должно быть обоснованным и подано только после получения уведомления или требования в письменной форме.
Правила оформления и порядок подачи письменного возражения в налоговую
Официальное письменное возражение направляется именно в ту инспекцию, которая прислала уведомление или требование. Четко установленной формы этого документа в законе нет. Однако, поскольку он должен принести верный результат, нужно заранее продумать текст.
Дадим несколько рекомендаций по поводу того, что должно включать возражение в налоговую:
- наименование ИФНС и плательщика, их контактные данные;
- сведения о документе, на который подается возражение;
- ссылки на конкретные пункты уведомления или требования, с которыми плательщик не согласен;
- свое мнение о сложившейся ситуации (факты, оправдывающие налогоплательщика);
- ссылки на закон;
- просьба не совершать определенные действия в отношении плательщика (не налагать санкции, не увеличивать налог и прочее);
- список приложений;
- дата и подпись отправителя (руководителя организации, ИП).
По желанию отправитель вправе дополнить письмо и другой информацией. Она должна иметь непосредственное отношение к ситуации.
Подать возражение в налоговую можно тремя способами:
- в бумажном виде – принести лично в территориальный орган, от которого поступил запрос;
- посредством электронной почты – направить на официальный адрес ИФНС (все контакты представлены на официальном сайте);
- заказным письмом с уведомлением – этот вариант лучше выбирать, если совсем нет возможности воспользоваться другими способами (отдаленное расположение ИФНС, перебои в работе интернета, электричества).
Составить и направить возражение всегда поможет адвокат по налоговым спорам. К нему стоит обратиться в самом начале процедуры, то есть, когда в адрес плательщика только поступило уведомление или требование. Налоговый юрист изучит необходимую документацию, проанализирует факты и подскажет, точно ли стоит направлять такое письмо.
Специалист всегда ответственно подойдет к своей работе, предвидит риски и поможет избежать неприятностей, поэтому ему смело можно довериться в спорах с налоговой. Именно своевременное обращение к юристу позволит решить спор с ФНС на самых ранних этапах, не доводя дело до суда и не вынуждая налоговый орган доначислять дополнительные платежи. Возражение – это не жалоба, которая становится причиной для длительного спора с налоговиками. Такой документ лишь указывает на ошибки и недочеты. Поэтому подача возражения в налоговую не влечет за собой серьезных последствий. А чтобы не ухудшать свое положение и разобраться в ситуации в кратчайшие сроки, стоит обратиться за помощью к юристу, который проконсультирует, подскажет, как правильно составить письмо и направить его, а также избавит от негативных последствий для бизнеса.