Налоговая инспекция обладает достаточно широкими полномочиями по истребованию документов у налогоплательщиков. Часто поступающие требования не обоснованы, а иногда и вовсе незаконны. Предприниматель, опасаясь проблем с контролирующими органами, редко идет на конфликт с инспекторами и старается удовлетворить все их запросы. На это уходят ресурсы, время, а иногда представление запрашиваемой информации может серьезно навредить компании, если переданные документы покажутся проверяющим подозрительными. Какие документы вправе требовать налоговая, всегда ли нужно реагировать на такие запросы и как грамотно разрешить документальный налоговый спор, об этом наша статья.
Какие документы вправе требовать налоговая, а какие нет
Перечень запрашиваемых документов зависит от вида проверки.
- Выездная проверка. При такой проверке ИФНС может запросить любые документы, касающиеся периода проверки и проверяемых налогов. Периодичность выездных ревизий законодательством не ограничена, то есть компанию могут проверять даже каждый год. Однако период налоговой проверки ограничивается 3 годами, предшествующими приходу инспекторов, не считая текущего года. То есть если фирму проверяют в ноябре 2021, могут истребовать документы за 2018-2020 годы и за 10 месяцев 2021.
- Камеральная проверка. Любую декларацию, направляемую компанией в адрес инспекции, проверяют камерально. Чаще всего это арифметическая и логическая проверка на контрольные соотношения и подсчет итогов, но иногда могут запросить пояснения по какому-либо разделу отчета. Например, могут истребовать первичные документы по предъявленному к вычету НДС или бухгалтерские регистры, подтверждающую отраженную в декларации по налогу на прибыль сумму косвенных расходов.
- Встречная проверка. В этом случае проверяют контрагента, и по тем или иным операциям требуется документальное подтверждение. Запрос документации может производиться в рамках выездной или камеральной проверки партнера или по любой сделке, кажущейся налоговым органам подозрительной.
Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые инспекция вправе запросить в случае той или иной проверки. Может ли налоговая требовать документы многолетней давности? Если определенный законодательством срок хранения архива документации истек, представлять их компания не обязана.
Надо ли предоставлять документы налоговой?
Если компания уверена в себе и своих партнерах, ведет деятельность согласно действующему законодательству и готова это подтвердить, то в случае, если налоговая требует документы, лучше их предоставить.
Если вы полагаете, что предъявленное требование незаконно, или состав запрашиваемой информации превышает объем сведений, актуальных для запроса, требование можно и нужно оспаривать.
В любом случае поступившее требование нужно грамотно оценить, в этом может помочь квалифицированный адвокат. Есть случаи, когда компании выгоднее не отвечать на запрос или попытаться его оспорить, если, например, налоговая требует документы, которых нет. В остальных ситуациях лучше подготовить исчерпывающий ответ и тем самым обезопасить компанию от возможного визита контролирующего органа. Дело в том, что игнорирование требований по даче пояснений и представлению первички является одним из критериев ИФНС, на основании которых составляется план выездных проверок на ближайший период. Помимо этого компании грозит штраф в следующих размерах:
- 200 рублей за каждый непредставленный документ по требованию;
- 10 000 рублей за игнорирование запроса по встречной проверке;
- 5 000 рублей за непредставление сведений по конкретной сделке и по любому другому случаю, когда запрос на пояснения остается без ответа;
- 20 000 рублей, если предприниматель не ответил на письмо налоговой второй раз в течение года.
Как разрешить спор с налоговой по документам?
Разрешение любого спора с ИФНС, в том числе по документам сводится к следующим этапам.
- Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган в порядке досудебного урегулирования спора. На этой стадии предприниматель или его налоговый адвокат готовит документ, четко и аргументировано обосновывающий позицию налогоплательщика. Нужно указать, по какой причине требование о предоставлении конкретных документов может быть признано необоснованным или противоречащим действующему законодательству. Рассмотрение жалобы в ИФНС обладает спецификой, а именно:
- заявление изучается в отсутствие заявителя;
- заявитель вправе представлять дополнительные аргументы и доказательства своей правоты в любой момент до вынесения решения;
- присутствие заявителя при принятии решения может потребоваться, если между материалами налогового органа и сведениями налогоплательщика имеются явные противоречия;
- жалоба рассматривается в течение 15 дней, в некоторых случаях срок может быть продлен, но не более двух раз.
- Обращение в суд. В случае отсутствия реакции на обращение или при получении неудовлетворительного ответа компания может обратиться с заявлением в суд. Подготовке искового заявления нужно уделить пристальное внимание, поскольку от четкого соблюдения всех деталей зависит результат процесса. Судебная стадия разрешения налогового спора по документам состоит из следующих этапов:
- получение ответа на досудебную претензию;
- оформление искового заявления;
- подача заявления в суд;
- участие в судебных заседаниях;
- получение решения по спору.
- Обжалование в апелляционной или кассационной инстанции. Судебное решение — это не конечный вердикт для компании. Если руководитель уверен в своей правоте и намерен идти до конца в противостоянии с налоговой, решение нужно обжаловать. Делать это лучше с помощью адвоката по налоговым делам, так у фирмы гораздо больше шансов на решение спора в свою пользу. Процесс обжалования включает в себя много процессуальных нюансов, несоблюдение которых может привести к тому, что апелляцию даже не станут рассматривать.
Заключение
Налоговая инспекция обладает различными механизмами воздействия на налогоплательщиков, поэтому большинство компаний старается не идти на конфликт с инспекторами. Между тем, ФНС может злоупотреблять своими полномочиями и запрашивать документы и информацию, которые налогоплательщик представлять не обязан. Определиться с тем, в каких случаях не нужно идти на конфронтацию, а в каких следует защищать свои интересы, довольно сложно — может не хватить юридических знаний для грамотной правовой оценки ситуации. В этом случае лучше обратиться к налоговому адвокату, который определит, какие документы имеет право требовать налоговая в конкретной ситуации и как правильно отреагировать на запрос.