Не всегда действия налогового органа лежат в правовом поле – нередки ситуации, когда их решения и постановления могут рассматриваться как неправомерные. В таких ситуациях налогоплательщик имеет право на обжалование и отмену ненормативного акта ФНС, однако добиться такого решения бывает очень сложно: нужно правильно составить и подать жалобу, аргументировать свою позицию, и, в конце концов, в досудебном или судебном порядке добиться желаемого результата. В данной статье мы расскажем, в каких случаях решение налоговой инспекции может считаться ненормативным, как обжаловать налоговый акт, в законности которого возникли сомнения, а также какие действия могут повысить вероятность успешного обжалования решения налоговой инспекции.
В каких случаях налоговый акт имеет ненормативный характер?
Согласно определению в действующем законодательстве РФ, ненормативным актом может считаться любое требование, постановление, акт и подобные документы, если они выданы на основании решения руководителя или должностного лица государственного органа и содержат в себе требования, обязательные к выполнению. Если говорить о ФНС, то такими актами могут быть требования об уплате налогов, других сборов, пеней или штрафов. По своей сути любой акт налоговой инспекции является ненормативным, поскольку нормативные акты, обязательные для исполнения, могут принимать либо законодательная, либо исполнительная ветви власти.
Можно выделить несколько признаков, которые отличают ненормативные акты от других видов актов и постановлений:
- принимаются по властной воле должностного лица или государственного органа (например, ФНС) – ненормативные акты, такие как требование об уплате налогов, формируются и принимаются на основании решений конкретного налогового органа, для этого не нужно принимать отдельный закон или постановление правительства. Также ненормативные акты не проходят какой-либо государственной регистрации или другого утверждения в уполномоченных органах;
- относятся к конкретному субъекту предпринимательской или другой деятельности – любое требование ФНС относится к конкретному налогоплательщику и не распространяется на других. Это очень важное отличие, поскольку нормативные акты распространяются сразу на всех или на значительное количество налогоплательщиков (например, если идет речь об изменении налоговой ставки, внедрения нового налога и т. д.);
- обеспечиваются средствами принуждения – у налоговой службы имеются инструменты, которые позволяют заставить налогоплательщиков выполнять предъявленные им требования. Среди них – право блокировать счета, возможность взыскания средств через суды и исполнительную службу, наложение пеней и штрафов, арест имущества налогоплательщика и т.д.;
- имеют документальную форму – ненормативные акты налоговой инспекции принимаются в форме документа, имеют необходимые реквизиты, утверждаются руководителем отделения ФНС или другим должностным лицом, которое имеет на это право. Таким образом, устные требования, а также другие, не выполненные в документальной форме решения ФНС не относятся к ненормативным актам.
Несмотря на ненормативный характер, постановления налоговой инспекции обычно обязательны к исполнению для налогоплательщиков – в противном случае к ним могут быть применены различные санкции. Однако если вы считаете, что решение налоговиков неправомерно, вы вправе его оспорить в установленном порядке и добиться пересмотра или отмены. О том, как происходит обжалование акта налогового органа ненормативного характера, мы расскажем ниже.
Порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов
Налогоплательщики в случае несогласия с постановлением ФНС имеют право его обжаловать. При этом жалоба может подаваться как на не вступившие в законную силу ненормативные акты, так и на те из них, которые в законную силу уже вступили. При этом процедура обжалования будет отличаться в зависимости от того, набрало ли постановление налоговиков законную силу. Для обжалования вступившего в силу решения налоговиков подается обычная жалоба, а для не вступившего – апелляционная жалоба. Они отличаются как по содержанию, так и тем, куда и в какие сроки подаются.
Также необходимо обратить внимание на то, что для большинства жалоб обязательным является соблюдение претензионного порядка: вначале жалоба подается в орган, который выдал распоряжение, которое оспаривается, и только потом, если жалоба не дала результата, налогоплательщик может обращаться в суд. Исключение – если оспаривается ненормативный акт, который был принят по итогам рассмотрения другой жалобы. Также только в суде можно оспорить ненормативные акты, принятые высшей инстанцией в иерархии налоговых органов – ФНС России. Все остальные ненормативные акты, в том числе требования об уплате налогов, обязательно обжалуются в вышестоящей инстанции перед обращением в суд.
В общем случае порядок обжалования ненормативного акта налоговой инспекции выглядит следующим образом:
- подача жалобы в местное отделение ФНС – если вы получили требование от налоговой и по каким-либо причинам не согласны с ним, прежде всего следует подготовить и подать жалобу в то же отделение, которое его выдало. Для этого готовятся документы, которые подтверждали бы неправомерность или необоснованность требований (например, подтверждение того, что налоги были уже уплачены, или подтверждение сумм спорных сделок), составляется текст жалобы, где описывается, почему именно вы не согласны с оспариваемым ненормативным актом, и весь пакет документов подается в отделение ФНС на рассмотрение. В течение 10 рабочих дней налоговики должны предоставить ответ на жалобу;
- подача жалобы в вышестоящую инстанцию – если жалоба в местном отделении ФНС не удовлетворена, следующий этап обжалования – обращение в более высокую инстанцию, региональное представительство ФНС или ФНС России. К жалобе, помимо документов, которые подтверждают правоту заявителя в споре, нужно приложить также ответ местного отделения налоговой инспекции и по возможности исправить ошибки и проблемы, которые помешали удовлетворению изначальной жалобы. Подать документы можно по почте заказным письмом или другим способом, если это допустимо в конкретном регионе. Ответ должен поступить в течение 30 дней;
- обращение в арбитражный суд – если досудебное обжалование не дало своих результатов, налогоплательщик может обратиться с иском к налоговой службе через суд. Для этого готовится исковое заявление, где указывается, по какой причине оспаривается ненормативный акт, приводятся аргументы в защиту этой позиции, а также свидетельства того, что был соблюдён претензионный порядок урегулирования конфликта. Документы подаются в арбитражный суд по месту регистрации организации и проходят рассмотрение.
Для подготовки к обжалованию рекомендуется воспользоваться услугами адвоката по налоговым делам. Он поможет грамотно составить жалобу или иск в суд, соберет доказательства вашей правоты и ускорит отмену неправомерного решения ФНС.
Заключение
Если вы по тем или иным причинам не согласны с ненормативным актом налоговой инспекции, его можно оспорить и отменить в досудебном или судебном порядке. Помочь добиться результата может профессиональный налоговый юрист.