Налоговые проверки не всегда проходят гладко и корректно – зачастую при их проведении допускаются нарушения законодательства и прав бизнеса, превышение прав проверяющих, ошибки и т. д. Всё это приводит к несогласию с итоговым актом налоговой проверки и необходимости его обжаловать. Но данная процедура – не очень простая, требует тщательной подготовки, наличия определённых оснований для обжалования и т. д. В данной статье мы расскажем, в каких ситуациях возможно обжалование акта налоговой проверки, что для этого потребуется и куда обратиться, чтобы защитить свои интересы в спорах с налоговой.
Можно ли обжаловать акт налоговой проверки?
Возможность обжаловать любое решение или постановление налоговой, в том числе и акт налоговой проверки гарантируется налогоплательщикам законодательно. Соответствующие нормативы приняты с целью защитить интересы бизнеса и не допустить перекосов и превышения полномочий налоговиков. Таким образом, любой налогоплательщик может подать жалобу или возражение на акт налоговой проверки, но для успешного обжалования потребуются определенные основания, среди которых:
- нарушения законодательства или процедуры проверки со стороны налоговиков – нередко в ходе проведения проверки, особенно выездной, сотрудники ФНС нарушают действующие законы и свои инструкции, например, затягивают сроки проверки, изымают документы и технику, которые не имеют отношения к предмету проверки, умышленно блокируют работу компании и т. д. если есть подтверждения подобных действий, это может служить основанием для подачи жалобы на акт налоговой проверки;
- фактические ошибки – при проведении проверки налоговый инспектор может допустить ошибку, например, в размере налогов, которые нужно уплатить, оценке сделок и т. д., что приводит к несправедливым и необоснованным требованиям к налогоплательщикам. К примеру, если размер налогов к уплате был рассчитан неверно, это приведет к доначислениям или штрафу по акту налоговой проверки, которых на самом деле быть не должно. Выявление подобных фактов дает возможность обжаловать акт налоговой проверки и добиться его отмены или изменения.
Конечно, попытаться обжаловать результаты проверки можно и без вышеуказанных оснований, но в этом случае рассчитывать на успешное оспаривание не стоит – скорее всего, жалобу оставят без удовлетворения как необоснованную.
Как оспорить акт налоговой проверки?
Если у вас есть основания, можно переходить к процедуре обжалования акта налоговой проверки. Она состоит из нескольких последовательных этапов, а именно:
- подготовка оснований для обжалования и содержания жалобы – прежде всего необходимо аргументировать, почему вы не согласны с результатами налоговой проверки и хотите их оспорить. Для этого собираются доказательства тех или иных нарушений ваших прав со стороны налоговиков или нарушения законодательства – это могут быть документы, свидетельства и т. д. После этого составляется жалоба, в тексте которой указываются все обстоятельства проверки: когда и кем она проводилась, к каким результатам привела, почему решено ее обжаловать (указать конкретные нарушения). Если вместе с жалобой подаются сопроводительные документы, их необходимо перечислить в алфавитном порядке в конце жалобы;
- обращение в орган ФНС, который проводил проверку – первой инстанцией, куда направляется жалоба, является то же отделение налоговой службы, которое проводило проверку. Для этого адресатом жалобы указывается руководитель данного отделения, после чего документы направляются по адресу ФНС (любым удобным способом – курьером, по почте, лично и т. д.). Главное – убедиться, что жалоба принята к рассмотрению. В течение установленного cрока жалобу должны рассмотреть и предоставить письменный ответ, даже в случае, если она не будет удовлетворена;
- обращение в вышестоящий налоговый орган – если жалоба не была удовлетворена в местном отделении ФНС, обжаловать акт налоговой проверки можно в вышестоящей инстанции, например, в региональном управлении налоговой службы. Для этого составляется еще одна жалоба, которая во многом повторяет содержание предыдущей, однако с указанием того, что в первую инстанцию вы уже обращались и получили отказ (также указать причину отказа). Если отказ был связан с неточностями в жалобе или документах, все их необходимо устранить перед подачей повторной жалобы. Далее документы направляются на рассмотрение, и в установленные законом сроки заявитель должен получить письменный ответ относительно рассмотрения результатов жалобы;
- исковое заявление в суд – если жалобы не дали результата, оспорить акт налоговой проверки в судебном порядке. Для этого составляется исковое заявление, в котором указывается предыстория конфликта, причина, по которым вы хотите обжаловать решение ФНС, а также историю попыток урегулирования ситуации в досудебном порядке (требование для всех арбитражных споров). Вместе с исковым заявлением подается копия жалобы и ответ на нее, а также документы, которые подтверждали бы вашу позицию в споре с налоговой. После подачи иск будет рассмотрен судом, и в случае, если удастся убедить суд в вашей правоте, требования будут удовлетворены. В противном случае можно подать апелляцию в вышестоящий судебный орган.
При оспаривании решения налоговой инспекции вам обязательно потребуется юридическая помощь. Рекомендуется обратиться к профессиональному адвокату по налоговым проверкам, который поможет подготовить необходимые документы и добиться положительного решения в споре.
Заключение
Если вы не согласны с решением налоговой инспекции относительно проведенной проверки, его можно оспорить в установленном порядке и добиться отмены. Для этого потребуются определенные основания, а также юридическая помощь, чтобы решение было в вашу пользу. Потому рекомендуется воспользоваться услугами профильного адвоката по налоговым проверкам.