Действия налоговиков далеко не всегда находятся в правовом поле – истории про то, как ФНС нарушает законодательство или права отдельных предпринимателей, возникают регулярно. Если вы столкнулись с подобной ситуацией и не хотите с ней мириться, существует возможность подготовить и подать жалобу на действия сотрудников налоговой инспекции, и добиться отмены спорного решения. Но для этого необходимо знать, как правильно писать жалобу, куда ее направлять, а также что сделать для того, чтобы это принесло ожидаемый результат. В данной статье мы поговорим о том, как написать жалобу на действия налоговой инспекции, что предпринять, чтобы повысить шансы на успешное урегулирование спора, а также о том, куда можно обращаться с жалобой на действия налоговиков.
Когда можно подать жалобу на действия налоговой инспекции?
Для того чтобы подать жалобу на действия сотрудников налоговой инспекции, необходимо, чтобы были определенные основания. Без них жалоба не будет иметь смысла: даже если ее примут к рассмотрению, результат будет однозначно негативным. Вот некоторые из оснований, которые можно использовать для подготовки и подачи жалобы:
- необоснованные штрафы и другие взыскания – наиболее часто недовольство налогоплательщиков вызывают штрафы и доначисления налогов, которые не имеют под собой законных оснований. С такой ситуацией может столкнуться практически любой предприниматель, для этого не нужно быть системным нарушителем налогового законодательства – даже если налоги уплачены в срок, сотрудники ФНС могут найти какие-либо мелкие нарушения и назначить за них штраф или доначисление. Это может быть как ошибкой налогового инспектора, так и особенностями налогового законодательства или упущением бухгалтера компании. Так или иначе, если вы не согласны с санкциями со стороны ФНС, их можно оспорить;
- нарушения при проведении налоговой проверки – очень часто источником жалоб на налоговую инспекцию являются ее действия во время осуществляемых проверок. Конечно, больше это касается выездных налоговых проверок, однако и камеральные также могут стать причиной недовольства налогоплательщиков. Если во время осуществления проверки сотрудники ФНС явно нарушили свои полномочия, сроки проведения проверки были нарушены, изымались объекты, не имеющие отношения к проверке, нарушались права сотрудников компании, все это может стать основанием для обжалования действий налоговой инспекции в установленном порядке;
- невозможность возврата НДС – как известно, если налогоплательщик выполняет ряд требований, он может вернуть часть налога на добавленную стоимость, которую он заплатил за отчетный период. Но практика показывает, что несмотря на строгое соблюдение всех установленных законодательством норм, предприниматели могут сталкиваться с ситуациями, когда их заявления на возврат НДС долгое время не рассматриваются или отклоняются без видимых причин. Такое поведение налоговой инспекции – явное нарушение прав налогоплательщиков, и может стать основанием для подачи жалобы;
- неправомерные требования со стороны ФНС – еще одним основанием для подачи жалобы могут быть требования из налоговой, которые не имеют под собой законных оснований. Это может быть требование предоставить те или иные документы вне процедуры проверки, требование дать показания относительно одного из ваших контрагентов и т. д. Если вы считаете, что такие требования противоречат нормам действующего законодательства, вы можете их обжаловать в установленном порядке.
Указанный выше список – не исключительный, и, в принципе, налогоплательщик может любые действия налоговик, как и их бездействие, обжаловать в установленном порядке и добиться отмены. но для этого нужно действовать в порядке, установленном законодательством РФ.
Каким способом можно обжаловать действия налоговой инспекции?
Если вы планируете подавать жалобу на ФНС, необходимо помнить о том, что существует порядок обжалования действий налоговой, и его должны придерживаться все, кто хочет оспорить действия того государственного органа. Порядок включает в себя следующие этапы:
- подача жалобы в местное отделение ФНС – это первый этап обжалования, и именно с него нужно начинать, если вы хотите добиться справедливости в споре с налоговиками. В тексте жалобы указываются выявленные со стороны ФНС нарушения, примеры действий вне законодательного поля или их бездействия. Свою позицию обязательно необходимо подтвердить документами, свидетельствами и другими доказательствами, которые показывали бы, что указанные факты действительно имели место. Далее подготовленная жалоба вместе с сопроводительными документами направляется на рассмотрение в отделение ФНС по месту регистрации компании. Для этого можно воспользоваться любым удобным каналом – отправить жалобу заказным письмом, курьером, передать лично или отправить через интернет. По истечению сроков, отведенных на рассмотрение жалобы, налоговики обязаны дать ответ, будет ли удовлетворена ваша жалоба;
- подача жалобы в вышестоящую инстанцию – если жалоба в местную налоговую не принесла результата, можно попробовать обжаловать спорное решение в вышестоящей инстанции, например, региональном отделении налоговой службы. В тексте жалобы рекомендуется внести правки согласно причинам отказа в первой инстанции, а также приложить сам текст отказа. Жалоба на рассмотрение подается в местное отделение ФНС, и уже оттуда попадает адресату. После рассмотрения заявитель получит ответ на поданную жалобу;
- обращение в арбитражный суд – точку в споре может поставить обжалование действий налогового органа в судебном порядке. В суд следует обращаться только тогда, когда пройдены все этапы досудебного обжалования. В тексте иска указывается предыстория возникновения спора, позиции сторон, действия, которые предпринимались для урегулирования спора в досудебном порядке. К иску прилагаются доказательства соблюдения претензионного порядка урегулирования спорной ситуации, а также документы, которые могли бы подтвердить вашу позицию. После этого исковое заявление подается в арбитражный суд по месту регистрации юридического лица. После этого остается убедить суд в том, что ваши права были нарушены, и тогда можно рассчитывать на удовлетворение исковых требований.
При обжаловании действий сотрудников ФНС рекомендуется привлечь опытного адвоката по налогам – он поможет на всех этапах, от составления и подачи жалобы до представления интересов налогоплательщика в суде.
Заключение
Если вы не согласны с действиями налоговой инспекции, их можно обжаловать в установленном порядке, обратившись с жалобой в ФНС или в арбитражный суд. Чтобы повысить шансы на успешное разрешение спора, рекомендуется воспользоваться грамотной юридической помощью.