К сожалению, налоговые органы не всегда действуют. Случается так, что они всячески игнорируют налогоплательщиков, не исполняют их требования, нарушают сроки и т.д. Законодательство позволяет бороться с бездействием налоговых органов, в том числе с помощью подачи соответствующей жалобы. В данной статье мы рассмотрим, что может считаться бездействием со стороны налоговиков, как подать жалобу на бездействие налоговых органов, каков порядок обжалования и что делать, если в удовлетворении жалобы будет отказано.
Что считается бездействием налогового органа?
Для того чтобы рассматривать то или иное поведение налоговиков как бездействие, необходимо, чтобы налогоплательщик рассматривал такое бездействие как нарушение своих прав. Только в этом случае возможна подача соответствующей жалобы. Согласно определению в законодательстве, бездействием считается невыполнение должностными лицами ФНС действий, которые прямо или косвенно предусмотрены их должностными обязанностями. Что касается конкретных примеров бездействия налогового органа, то в их качестве можно привести следующие:
- неудовлетворенные заявки на возврат НДС – как известно, если налогоплательщик за отчетный период имеет негативный баланс между расходами и доходами, он имеет право возместить разницу уплаченного налога на добавленную стоимость. Соответствующие требования подаются вместе с налоговой декларацией и должны быть удовлетворены налоговым инспектором. Но на практике часто бизнес не дожидается возврата НДС в указанные в законе сроки или вообще получает отказ. Это может рассматриваться как бездействие, которое можно обжаловать;
- затянутые сроки налоговой проверки – как камеральная, так и выездная проверка имеют чётко установленные сроки проведения. Но это в теории, а в реальности они достаточно часто нарушаются. Нарушения сроков проверки может рассматриваться как бездействие, а значит, может быть обжаловано в законном порядке;
- затягивание регистрации предприятия – любое юридическое лицо при регистрации должно подавать документы в местное отделение ФНС, которое обязано в установленные сроки проверить поданные сведения и в случае отсутствия ошибок зарегистрировать компанию. Но иногда по тем или иным причинам регистрация затягивается, установленные сроки нарушаются, а в некоторых случаях можно вообще получить необоснованный отказ. Подобные действия могут рассматриваться как бездействие налогового органа, а значит, могут быть обжалованы.
Кроме того, любые другие затягивания обязательных действий, невыполнение должностных обязанностей сотрудниками налоговой инспекции могут рассматриваться как бездействие налоговиков, что дает налогоплательщику возможность их обжаловать.
Порядок обжалования бездействия налоговых органов
Если вы столкнулись с бездействием налоговиков и хотите его оспорить, необходимо придерживаться установленного порядка подачи жалобы. Он включает в себя следующие этапы:
- подготовка заявления на бездействие налоговых органов – этот документ является основным при обжаловании. Он составляется в свободной форме, но в нем обязательно должна содержаться информация о налогоплательщике и органе, чье бездействие обжалуется, основания для обжалования – сам пример бездействия, а также ссылки на нормы законодательства, которые были нарушены. Далее указываются требования, которые заявитель предъявляет к налоговикам, перечень доказательств своей правоты, а также то, как должен быть направлен ответ на жалобу (на электронную почту или по официальному адресу регистрации компании);
- подача жалобы на рассмотрение – заявление вместе с сопутствующими документами необходимо передать на рассмотрение. Согласно требованиям Налогового кодекса, вне зависимости от того, кто будет конечным адресатом жалобы, ее необходимо передать в местное отделение налоговой службы, а уже далее они самостоятельно передадут его туда, куда нужно. Первую жалобу обычно рассматривает руководство того отделения ФНС, где было зафиксировано нарушение, а повторно жалоба передается уже в вышестоящий орган, например, региональное отделение ФНС. Также можно подать жалобу онлайн, через кабинет налогоплательщика, в этом случае заявление и сопутствующие документы должны быть в электронной форме;
- рассмотрение жалобы – уполномоченные сотрудники налоговой инспекции в установленные законом сроки должны рассмотреть жалобу и установить, стоит ли удовлетворять требования, изложенные в ней, или отказать в удовлетворении. Вне зависимости от результата рассмотрения, заявитель должен получить ответ на указанный в жалобе канал коммуникации;
- обращении в суд – если обжалование в досудебном порядке не принесло результатов, налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд и добиваться справедливости там. Для этого потребуется составить исковое заявление, приложить к нему подтверждение своей позиции и обратиться в арбитражный суд по месту регистрации компании. В суде нужно доказать, что со стороны налоговиков было бездействие, что нанесло ущерб компании и нарушило ее интересы. В этом случае можно рассчитывать на положительное решение.
При оспаривании бездействия налогового органа вам понадобится хорошая юридическая поддержка, потому рекомендуется заручиться помощью адвоката по налоговым спорам. Он сможет помочь и с подготовкой документов, и с представительством интересов компании в ФНС и в суде. Шансы на положительное урегулирование спора существенно возрастут.
Заключение
Если вы столкнулись с бездействием налогового органа, его можно обжаловать и добиться выполнения налоговиками своих служебных обязанностей. Для этого направляется жалоба в ФНС, а если она не даст результата, подается иск в суд. Грамотный адвокат поможет добиться положительного решения и защитить интересы компании.