Достаточно часто можно столкнуться с ситуацией, когда решение налоговой выглядит неправомерным, потому соглашаться с ним и выполнять его совсем не хочется. Но известно, что если проигнорировать постановление ФНС, проблема сама собой не исчезнет, наоборот, только усугубится: досчитаются дополнительные пени и штрафы, может быть наложен арест на счета компании и т.д. Выход для таких случаев – жалоба в налоговую инспекцию с требованием пересмотреть спорное решение и отменить его, частично или полностью. Но как это правильно сделать, как написать жалобу в налоговую инспекцию, куда и на чье имя она подается и что предпринять, чтобы повысить шансы на успех? Обо всем этом подробно мы разберёмся в рамках данной статьи.
Какое решение налогового органа можно обжаловать?
В принципе, законодательство не ограничивает перечень решений и постановлений налоговой, которые можно обжаловать. Но наиболее часто жалобы подаются на такие решения:
- наложение штрафа – штрафные санкции применяются достаточно часто: едва ли не каждая выездная проверка и многие камеральные заканчиваются штрафом для налогоплательщика, который проверяется. Однако если разобраться, далеко не всегда штраф обоснован: может быть завышен размер, нарушена процедура или вообще нарушений, за которые наложены санкции, на самом деле не существует. Всё это дает возможность оспорить штраф и отменить его в установленном законом порядке;
- доначисление налогов – чаще штрафов, пожалуй, инспекторы ФНС принимают решение только о дополнительном начислении налоговых платежей. Такие санкции применяются практически всегда, когда обнаружены разногласия между фактически уплаченными и рассчитанными налогами. Однако для расчетов налоговая пользуется не всегда корректными методиками, потому далеко не всегда доначисление налогов является обоснованным и правомерным. Если вы считаете, что такое решение неправомерно, вы можете его оспорить и добиться отмены;
- блокировка расчетных счетов – за серьезные нарушения (а иногда – и за не очень серьезные, такие как неявка по вызову инспектора или отсутствие подтверждения получения предписания ФНС) налоговая может добиться блокирования счетов компании. Для любого предприятия это очень чувствительная мера, поскольку вместе с приостановкой работы счетов фактически останавливается и деятельность компании. Однако, как и в других случаях, зачастую счета блокируются без соответствующих причин, и если вы уверены в своей правоте, можно без особых сложностей добиться отмены такого решения;
- отказ в возмещении НДС, применении налоговых льгот или вычетов – не всегда оспариваются санкции, достаточно часто можно столкнуться с ситуациями, когда налогоплательщик не согласен с тем, что не может получить преимущества, которые обеспечены ему законодательством. Речь идет о возмещении НДС, если за отчетный период компания купила товаров и услуг больше, чем продала, использовании налоговых льгот и вычетов, если для этого есть основания и т. д. Также сюда относятся ситуации, когда налоговая отказывается возмещать переплаченные налоги, если за предыдущий отчетный период их было уплачено больше, чем нужно. Все подобные ситуации могут быть обжалованы, и в случае успеха компания сможет воспользоваться положенными льготами.
Как видно, практически любые действия или бездействие налогового органа могут быть обжалованы и отменены/изменены, если будет принято соответствующее решение.
Порядок подачи жалобы в налоговую инспекцию
Процедура подачи жалобы на действия ФНС четко прописана в Налоговом кодексе и состоит из таких этапов:
- анализ решения/постановления налоговой, поиск оснований для подачи жалобы – для обжалования потребуются конкретные аргументы, которые указывают на нарушения законодательства или ошибки, допущенные сотрудниками ФНС. Например, неправильные расчёты налогов, ошибочное применение законодательства, нарушение сроков проведения проверки, технические ошибки при оформлении документов и т. д. Все найденные несоответствия и ошибки должны быть зафиксированы, и они станут основанием будущей жалобы;
- составление жалобы – в зависимости от того, о каком решении идет речь, различают два основных типа жалоб — апелляционные и обычные. Первые подаются на решения налоговой, которые еще не вступили в законную силу, вторые, соответственно, уже на вступившие в силу. В остальном же содержание жалоб похоже: указывается, какое решение оспаривается, по каким причинам, указываются основания для пересмотра и желаемый результат рассмотрения (внесение изменений в документ, его полная отмена);
- подача жалобы на рассмотрение – когда жалоба вместе с сопутствующими подтверждающими документами готова, она должна быть передана руководству налоговой для рассмотрения. Обычно документы подаются в то же отделение, действия которого оспариваются, а если решение было подписано руководителем отделения ФНС или первая жалоба не дала результата – в вышестоящую структуру, например, региональное отделение ФНС. Подавать жалобу можно заказным письмом, лично при визите или воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика, если это доступно в вашем регионе;
- рассмотрение жалобы в налоговой – после подачи заявление должно быть рассмотрено специальной комиссией или ответственными лицами, после чего принимается решение о том, удовлетворять ли требования заявителя или оставить их без удовлетворения. Подробнее о рассмотрении жалобы мы поговорим ниже.
При подаче жалобы самое важное — соблюсти все требования законодательства, включая форму, список необходимых документов, а также не пропустить срок подачи жалобы в налоговый орган. Потому, если вы не уверены в своих силах, стоит воспользоваться помощью адвоката по налоговым вопросам.
Рассмотрение жалобы налоговым органом
Жалобы от налогоплательщиков поступают часто, потому в большинстве отделений ФНС были сформированы специальные комиссии, в обязанности которых входит рассмотрение обращений и вынесение решений по ним. Комиссии состоят из квалифицированных сотрудников, хорошо знакомых с законодательством, потому в большинстве случаев рассмотрение жалоб происходит достаточно быстро, и результаты обычно устраивают заявителя. В процессе рассмотрения анализируются указанные налогоплательщиком нарушения и неточности, устанавливается, насколько они соответствуют действительности и могли ли они повлиять на общее заключение, после чего выносится решение об удовлетворении или неудовлетворении жалобы. Даже если требования будут отклонены, заявитель получит письменный ответ с подробными пояснениями причин такого решения.
Заключение
Подача жалобы на решение налоговой – хороший способ защитить свои права, если вы считаете, что они были нарушены. Существует процедура обжалования решений ФНС, которая состоит из анализа текста решения, поиска оснований для обжалования, составления и подачи жалобы, а также ее рассмотрения и получения ответа. Чтобы повысить шансы на успешное обжалование, воспользуйтесь помощью профильного юриста.