Налоговые споры периодически возникают практически у любой компании. Некоторые из них уладить просто, другие – сложнее, но в любом случае нужно знать порядок действий при рассмотрении налоговых споров. Это позволит найти подходящий вариант урегулирования любого конфликта, а также чувствовать себя увереннее в ситуации, когда придется улаживать спорные ситуации с налоговой.
Досудебное разрешение налоговых споров
Как и все существующие арбитражные споры, конфликты с налоговой в первую очередь должны решаться в досудебном порядке. Это прямое указание законодательства: если не соблюден досудебный порядок рассмотрения налоговых споров, в рассмотрении иска будет отказано. И даже если не учитывать эти требования, сам по себе порядок разрешения конфликтов с ФНС без обращения в суд может быть очень эффективным, и очевидно, что он намного быстрее и проще, чем обращение в суд.
Чтобы уладить налоговый конфликт в мирном русле, следует выполнить следующие действия:
- Внимательно изучить претензии со стороны налоговой и найти среди них нарушения законодательства. Это может быть необоснованное доначисление налогов или штраф, постановление о приостановлении деятельности, блокировки счетов компании и т. д. Кроме того, нарушения могут быть выявлены и во время проведения налоговой проверки: например, были нарушены сроки проведения аудита, изъяты документы, которые не имели отношения к причине проверки, среди проверяющих были лица, которые не имели право проводить обыски и т. д. Все выявленные нарушения должны быть зафиксированы и задокументированы, со ссылками на требования законодательства и документы, которые их подтверждают. Это станет основанием для жалобы на действия ФНС;
- Подготовить жалобу, которая будет затем направлена на рассмотрение в отделение налоговой службы. В тексте жалобы указывается, какие именно действия или решения оспариваются (например, акт проведения налоговой проверки, постановление о доначислении налогов и т. д.), с указанием даты и других реквизитов, которые помогут безошибочно определить конкретный документ. Далее указываются выявленные нарушения, с подтверждениями для каждого из них. В конце приводится просьба отменить или пересмотреть решение ФНС, а также перечень документов, которые прилагаются к жалобе;
- Направить жалобу по адресу налоговой, решение которой оспаривается. В качестве адресата указывается руководитель структурного подразделения. Для отправки жалобы лучше всего воспользоваться почтой и отправить документы заказным письмом, чтобы точно быть уверенным в получении. Также можно воспользоваться курьерской доставкой или передать документы лично;
- Дождаться принятия решения по жалобе. В течение 10 дней после получения жалобы ответственные сотрудники налоговой службы должны ее рассмотреть, изучить аргументы заявителя и принять решение, стоит ли удовлетворять требования. Вне зависимости от решения лицо, которое направляло жалобу, должно получить письменный ответ с решением относительно ее рассмотрения.
В случае, если удовлетворять жалобу откажутся, остается вариант уладить конфликт в арбитражном суде.
Разрешение налоговых споров в суде
Рассмотрение налоговых споров в суде – это более длинный и сложный вариант, однако он гарантированно приведет к окончанию конфликта. Если вы не согласны с решением налоговой и при этом жалоба не принесла желаемого результата, то обращение в арбитражный суд – единственный способ выйти из данной ситуации победителем. Конечно, для достижения позитивного результата придется приложить немало усилий, и об этом нужно помнить на протяжении всего процесса.
Процедура обращения в суд и рассмотрения в нем иска выглядит таким образом:
если вы просто не согласны с решением налоговиков, это не будет достаточным основанием для пересмотра их действий. Потребуются конкретные нарушения, допущенные сотрудниками ФНС во время проведения проверки, при расчете налогов, наложении штрафов или других санкций. Доказательства могут быть в виде документов, а также свидетельских показаний. В зависимости от причин и обстоятельств спора, основания могут сильно различаться. Например, если компания не согласна с доначислением налогов, она приводит свои расчеты, по которым видно, что оснований для доначисления нет. Если по результатам проверки был наложен штраф, то оспорить можно как само наложение штрафа, так и нарушения, допущенные во время проверки (в этом случае есть возможность отменить акт проведения проверки, что автоматически отменит и все наложенные санкции);
этому документу следует уделить особое внимание, поскольку он часто является решающим при вынесении решения по спору. При составлении иска рекомендуется придерживаться следующего порядка подачи информации:
- шапка с указанием всех регистрационных и контактных данных истца и ответчика (в роли ответчика выступает отделение ФНС, решение которого оспаривается), а также наименование суда, куда будет подаваться на рассмотрение иск;
- обстоятельства, в которых возник спор – какое решение или действие налоговой оспаривается, почему истец считает такие действия неправомерными;
- доказательства в подтверждение своей позиции – документы, показания свидетелей и т. д.;
- сведения о соблюдении досудебного порядка разрешения спора – копия жалобы в ФНС, а также их ответ на данную жалобу;
- перечень документов, которые будут поданы вместе с исковым заявлением;
дата и подпись заявителя.
когда все документы готовы, они передаются в арбитражный суд. Для этого можно воспользоваться услугами почты и отправить документы заказным письмом, отправить их курьерской доставкой, воспользоваться услугами портала Госуслуги или центров МФЦ. Кроме того, копия направляется ответчику, то есть, по адресу отделения налоговой. Что касается выбора суда, то обычно это арбитражный суд по месту регистрации отделения ИФНС;
в назначенное судом время нужно явиться на заседание и убедить суд в том, что оспариваемые действия налоговой действительно неправомерны и должны быть отменены. В случае успешного исхода вердикта суд подтвердит вашу позицию.
Если суд откажет в удовлетворении, можно подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. Но лучше сразу заручиться поддержкой профессионального юриста по налогам, который проанализирует сложившуюся ситуацию, подскажет, какой оптимальный вариант для улаживания спора выбрать, поможет с подготовкой искового заявления и сопутствующих документов, а также будет представлять вашу позицию в суде. Это существенно повысит шансы на положительный исход конфликта с налоговой.
Заключение
Спорную ситуацию с налоговой можно уладить двумя путями – направив жалобу на действия или решения, или же обратиться с иском в арбитражный спор. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, но вначале все равно нужно воспользоваться досудебным урегулированием. Помочь добиться желаемого результата поможет опытный юрист.